С XVI в. женские платья видоизменяются, в отличие от мужского, они становятся пышнее. Эта эпоха отмечена появлением нижнего белья. Дамы одевались элегантно даже на охоту.
Эстетический идеал. Идеальный образ — сильная, цветущая женщина с хорошо развитыми формами: плечи — широкие, талия — тонкая. Движения женщины благородны. Во внешнем облике женщины наблюдается гармония духовной и физической красоты.
Нижнее белье. Появляются белоснежные шелковые чулки, украшенные шитыми, а потом плетеными кружевами.
Роскошью являлось наличие нижней рубашки.
Нижняя одежда. Нижняя одежда состояла из двух платьев.
• Первое — нижнее платье — узкое, длинное, с длинными узкими рукавами.
• Второе — верхнее платье — лиф стал отрезным по талии, узким, на шнуровке, с глубоким декольте, подчеркивающим грудь, иногда прикрытым драгоценной вышитой вставкой.
Тяжелая ткань юбки закладывалась в мягкие ниспадающие складки {фалды), благодаря чему юбку пришлось укоротить.
Платье имело короткие широкие рукава с буфами и разрезами в материале, через которые наружу выправляли рубашки или подшивали подкладку. В разрезах платья были видны собранные в буфы рукава нижней одежды.
Верхняя одежда. Женщины носили просторный длинный плащ.
Поверх платьев надевали накидки, волочившиеся по полу и открытые с обеих сторон.
Цвета. В костюме преобладают темные одноцветные одежды.
Особое предпочтение знать отдавала красному цвету. Даже во время крестьянской войны в Германии (1524 г.) восставшими выдвигалось требование на право носить красное платье.
Еще любили зеленые и синие одежды.
Ткани. Ткани были плотными и тяжелыми: бархат, атлас, шелк. Такие ткани придавали весомость облику.
Головной убор. Головные уборы носили редко. Предпочитали покрывать голову вуалью. Иногда надевали чепец и шляпки в виде тюрбана.
Женщины носили береты поверх покрывала и соломенные шляпы.
Прическа. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.
Излюбленная прическа — два валика надо лбом, по форме напоминающие полумесяц — эмблему богини Дианы. Прически были простыми и гладкими.
Косметика. Богатые женщины большое внимание уделяли своему внешнему облику.
Дома была специально оборудованная туалетная комната, где па маленьких столиках стояло великое множество
баночек и флаконов. В это время появляется специальное платье для занятий косметикой — пеныоар. Страдая от безделья, дамы часами просиживали в этих комнатах, наводя красоту.
Женщины пользовались эссенция ми для высвечивания волос, белилами, румянами.
Украшения. Благородные дамы Венеции, по словам современников, в торжественные дни надевали множество украшений, стоимостью до 10 ООО дукатов. В конце XVI в. в костюме изобилие отделок. Эго время увлечения кружевами. Головные уборы, манжеты, воротники, носовые платки и даже обувь — все отделывают кружевами. Кружева благодаря трудоемкой "работе стоили очень дорого.
Женщины надевали золотые цепочки вокруг талии.
Прическа украшалась золотыми венками, обручами
Дополнения. К поясу подвешивались небольшие сумкг из дорогой ткани, где хранили ключи, деньги.
В моду входят черные полумаски. Их появление был< обусловлено этическими соображениями — желание? быть неузнаваемой, маски надевали при выходе на улиц; Маски — привилегия дворянства.
Первоначально веера представляли собой проволочиы каркас прямоугольной формы, обтянутый шелковой тканьн и имели вид флажка. Складные веера впервые появились середине XVI в. Веер был в виде опахала, а иногда вместо в* ера использовали пучок страусовых перьев.
Необходимым условием приличия считались белые светлых тонов перчатки. Их украшали вышивками и др гоценными камнями.
В зимнее время руки прятали в муфты из шелковой тк ни, отороченные мехом.
Обувь. Женщины носили туфли на деревянном выс ком каблуке, обтянутом плотной, дорогой ткапыо — гп чой, сафьяном.
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
В сырую погоду особенно выручали башмаки на высоких подставках. В Венеции эта мода была доведена до абсурда — подставки доходили до 76 см в высоту и считались обувыо французских проституток.