ВЕХИ ВЕКА

— в Париже проходит Всемирная выставка, где представ­лены работы модельеров.

— выход Европе первого киножурнала.

1900 — изобретение дирижаблей «цеппелин».

— в Париже проходят Олимпийские игры. В программу впервые включены: крикет, крокет, регби, парусный спорт, футбол, поло и конный спорт.

— основание Дома моды «Дреколь» (Drecoll).

-производство джинсов «Ливайс» (Levi’s), принадлежа- 1902 щее Леви Страуссу (? — 1902 гг.), переходит к семейному концерну.

— изобретена первая двухсторонняя граммофонная плас­тинка.

— Жанна Ланвен (Lanvin 1867- 1946 гг.) создала коллек-

1903 цию одежды для детей, не похожую на модный костюм

взрослых.

— первый успешный полет самолета, изобретенного бра­тьями У. и О. Райт.

— по 1905 г. — Русско-японская война.

— Поль Пуаре (Poiret 1879 — 1944 гг.) открыл свой салон моды. 1904

— парикмахер Чарльз Нестле ( Nestle) изобрел перманент­ную завивку волос.

— начинается промышленное производство материалов из вискозы.

1905 — по 1907 г. — в России происходит первая буржуазная ре­волюция.

— Поль Пуаре освобождает женское тело от корсета.

— А. Эйнштейн изобретает частную теорию относительности.

-открытие Дома моды «Ревиль и Росситэ» (Reville and Rossiter). 1906

— основание Дома моды «Гуччи» (Gucci).

— изобретение Марьяно Фортуни (Fortuny 1871 — 1949 гг.) 1 907 платья-туники из плиссированного шелка.

— изобретение русским инженером И. А. Адамианом сис­темы цветного телевидения.

-во Франции выпущен первый мультипликационный 1908 фильм.

— парижским портным Кристофом фон Дреколем введен в моду узкий костюм, положивший начало узкой моде.

1909 — первые гастроли Русского балета в Париже.

— журнал «Vogue» покупает компания Conde Nast.

— открытие Дома моды «Женни» (Jenny).

— изобретение Полем Пуаре хромой юбки.

— в моду входит тюрбан.

— Коко Шанель (Chanel 1 883- 1971 гг.) открывает свой 1910 первый магазин шляп.

— по 1914 г. — появление нагой моды.

— в США появились первые домашние холодильники.

— Поль Пуаре изобретает юбку-брюки и вводит мягкий корсет, сохраняющий естественную осанку женщины.

1911 — создание в Париже «Лиги новой моды».

— Поль Пуаре открывает собственное производство духов.

— появляются шемизетки (легкие блузки, манишки) из ги­пюра, туфли «лодочки».

-открытие Дома моды «Мадлен Вионне» (Vionnet 1876 — 1956 гг.) и распространение кроя по косой.

— изобретение электрощипцов для завивания волос. 1912

— Люсьен Вогель основывает самый стильный и респекта­бельный иллюстрированный журнал «Gazette du bon ton», использующий последние достижения в полиграфии.

— наступила перемена в крое дамской верхней одежды (пальто). Плечи — покатые, рукава короткие, силуэт овальный.

1913 — впервые полотно «джерси» было использовано для со­здания спортивной одежды (коллекция Коко Шанель).

— открытие Дома моды «Прада» (Prada).

— журнал «Harper’s Bazaar» покупает издательская импе­рия «Herst».

— на заводах Форда был впервые применен конвейерный

1913 способ сборки.

— Поль Пуаре создал фильм о своей коллекции, где пред­лагались брюки для женщин по мотивам шаровар Бакста.

— по 1918 г. — Первая мировая война.

— Жанна Пакен (Paquin 1869 — 1936 гг.) первая устраивает дефиле, сопровождаемое музыкой.

— введен материал, названный органди (просвечивающий батист). 1914

— Люсьен Лелонг (Lelong 1889 — 1958 гг.) представил свою первую коллекцию.

— создается футболка (окончательно вид современной футболки сложился в 60-е годы), использовавшаяся как нижнее мужское белье военных.

— открытие в Нью-Йорке Питером Пауэлсом первого мо­дельного агентства.

— появляется «военный кринолин», который выйдет из мо­ды в 1917 г.

1915 — появление в моде шляпки «колокол». Мода на них про­длится до середины 30-х годов.

— Германия впервые в мировой истории применила бое­вые отравляющие средства. В качестве оружия массо­вого поражения был применен хлор.

— Джон Редферн (Redfern 1853 — 1929 гг.) создает первую 1916 женскую униформу для Красного Креста.

— в России происходит социалистическая революция. 1917 — возврат к моде предвоенных лет.

— по 1919 г. — в моду входит силуэт «веретено», или «эл­липс».

— основание Дома моды «Фенди» (Fendi). 1918

-открывается Дом моды Жана Пату (Patou, 1 880­1936 гг.) — первого модельера спортивной одежды.

— открывается Дом моды «Шанель».

1919 — открывается Дом моды Эдуарда Молине (Molyneux 1891 — 1974 гг.).

— открывается Дом моды «Агюстабернар» (Augustabemard 1886-1946 гг.).

1919 — открывается школа Баухауз (Bauhaus) в Веймаре. Про­

существует до 1933 г.

— длина платья дошла до середины икры.

— начало стиля «ар-деко».

— зарождение кинетического искусства. 1920

— закрытие Дома моды «Джон Редферн».

— по 1922 г. — в моду входит бочкообразный силуэт, под­черкнутый сильными сборками, а позднее складками.

— изобретение Элизабет Арден (Arden) водостойкой туши 1921 для ресниц.

— Эрнест Бо создает первые синтетические духи — «Ша нель № 5».

— выход в свет романа Виктора Маргерита (Margueritte) «Женщина — холостяк» («La Garconne»), давшего название новому

направлению в моде — унисекс. 1922

— образование Советского Союза.

— в Италии к власти приходит Б. Муссолини (Mussolini 1883 — 1945 гг.).

— Германия объявляет бойкот импорту французской одеж ды до 1924 г.

1923 -открытие Модного Дома моды Нормана Хартнелла (Hartnell 1901 — 1979 гг.).

— входит в моду прямоугольный силуэт.

— возрождение Дома вышивки «Лесаж» (Lesage). Впервые Дом был открыт в Париже в 1868 г.

-по 1925 г. — массовое увлечение короткими стрижками ‘a la garcone (под мальчика).

— в моду входят джаз и чарльстон (с 1929 г. это увлечение 1924 уже не носит столь массового характера).

— открытие Дома моделей «Люсьен Лелонг».

— открытие первого Дома моделей Кристобаля Баленсиа-ги (Balenciaga 1895 — 1972 гг.).

— собственный Дом моды открывает Марсель Роша (Rochas 1902- 1955 гг.).

1925 — в Париже проходит Всемирная выставка декоративного искусства, в которой участвуют и модельеры из России.

— начинается повсеместное использование лака для ногтей.

— Коко Шанель изобретает маленькое черное платье.

— Дом моды «Ланвен» первым начинает заниматься модой

для мужчин. 192 6

— широкое распространение получили свитера.

— появился трикотаж из фильдекоса и искусственного шелка.

— изобретение звукового кино.

1927 — открылся Дом моды «Луизбуланже» (Louisebolanger).

— открытие своего магазина — «Все для спорта» — Эльзой Скьяпарелли (Schiaparelli 1890 — 1973 гг.).

— открытие Дома моды Мегги Руф (Rouff 1896 — 1971 гг.). 1928

— по 1933 г. — мировой экономический кризис.

— открытие первых бутиков — маленьких магазинов при 1929 Домах высокого шитья. Одними из первых были бутики

спортивной одежды Пату и аксессуаров от Шанель. — Дом Жака Дусе (Doucet 1853- 1929 гг.) объединился с Домом моды «Доулле» (Doeuillet). Компания закрылась в 1937 г.

-Жак Хейм (Heim 1899 — 1967 гг.) открыл собственный Дом моды.

— Майнбуше (Mainbocher 1891 — 1976 гг.) стал первым са­лоном моды, открытым в Париже американским дизай — 1930 нером.

— Коко Шанель создает и показывает в своих коллекциях сумку из стеганой кожи на длинном ремне, ставшую од­ним из символов продукции Дома «Шанель».

1931 — открытие Дома моды «Алике Бартон» (Barton). Впослед­ствии, с 1942 г. — Дом моды «Мадам Грэ» (Gres).

— Марсель Роша первым создает женский повседневный брючный костюм — прообраз современного делового ко­стюма. 1932

— открытие Дома моды Нины Риччи (Ricci 1883 — 1970 гг.).

— огромным спросом пользуются мокасины.

-Дом «Эрмес» (Hermes) выпускает свой первый шелко-

1933 вый платок.

— Эльза Скьяпарелли начинает карьеру модельера, пока­зывая в Париже свои первые модели.

1933 — становится популярным использование шорт в повсед­невной одежде.

— закрытие Дома моды «Агюстабернар». 1934

— открытие Дома Джузеппе Матли (Mattli, 1907 — 1982 гг.).

1935 — открытие салона модной одежды Эльзы Скьяпарелли.

— произошло слияние Домов моды «Ревиль и Росситэ»

и «Ворт» (Worth). 193 6

— в Великобритании и Германии начали выходить регуляр­ные телепередачи.

— закрытие Дома моды «Сестры Калло» (Callot Soeurs), oc — 1937 нованного в 1895.

-Жак Фат (Fath 191 2- 1954 гг.) открывает свой салон в Париже.

— в моду входят платформы в обуви.

— создание подплечников и их широкое использование

в модной одежде. 1938

— изобретение синтетического материала — нейлона.

— по 1939 г. — Кристобаль Баленсиага, Майнбуше и Люсьен Лелонг показывают коллекции моделей, ставшие прото­типами моды «New Look».

— начало Второй мировой войны.

1939 — закрытие Дома «Луизбуланже».

— Мадлен Вионне перестает заниматься созданием одежды.

— временное закрытие Дома «Шанель».

— Чарльз Джеймс (James 1906 — 1978 гг.) открыл собствен­ный Дом моды. 1940

— производятся первые чулки из нейлона.

— закрытие Дома моды «Женни».

— изобретение нового материала — полиэстера.

1941 в США принимается закон о ленд-лизе, и в Европу начи­нают поступать товары из Америки.

— Гитлер оккупирует Париж и пытается перевести Веду — 1942 щие дома моды в Вену.

1943 — создание первого компьютера.

— бутик «Шанель» в Париже продолжает торговать духами 1944 даже во время оккупации.

— завершение Второй мировой войны.

— Пьер Бальмен (Balmain 1914 — 1982 гг.) открывает свой

1945 дом моды.

— Парижский синдикат Высокого шитья устраивает турне выставки «Театр моды»,в которой представлены работы 53 Домов моды.

— Луи Реад (Reard) и ЖакХейм одновременно изобретают и предлагают «бикини».

— Марсель Роша первым применяет в своей коллекции гипюр. 1946

— в Европе работает 106 Домов моды.

— в СССР создан первый в Европе ядерный реактор.

— Кристиан Диор (Dior 1905- 1957 гг.) представил свою первую самостоятельную коллекцию, породившую моду

1947 «New Look».

— начинается выпуск духов «Мисс Диор».

— первое проведение Каннского фестиваля.

— изобретение Кристианом Диором платья для коктейля. 1948

— учреждение в Каннах Дома моды «Луи Ферро» (Louis 1949 Feraud).

— открытие в Афинах салона модной одежды Джорджа Ставрополоса (Stavropoulos 1920 — 1990 гг.).

— в Риме открывается Модный дом княжны Ирины Галици — 1950 ной (Galitzine).

— представление первой коллекции Пьера Кардена

1951 (Cardinpofl. 1922 г.).

— Эмилио Пуччи (Pucci 1 91 4- 1992 гг.) открывает свой

Дом моды и изобретает брюки «капри».

— открытие первого салона «Юбер де Живанши» (Givenchy)

и изобретение блузы «Бетина», названной в честь попу — 195 2 лярной топ-модели Бетины Гразиани (Graziani).

— основание компании «Хлое» (Chloe).

— создание первой термоядерной бомбы.

1953 — основание компании «Миссони» (Missoni).

-Дом мадам Пакен (Paquin, 1869 — 1936 гг.), основанный в 1891 г., объединяется с Домом моды «Ворт» под мар­кой «Paquin &Vorth».

— возвращение Коко Шанель к работе модельера.

— Кристиан Диор вводит в моду линию «Н» для вечерних 1954 туалетов.

— Эльза Скьяпарелли оставляет карьеру модельера.

-дизайнер обуви Сальваторе Феррагамо (Ferragamo 1898 — 1960 гг.) изобретает каблук-шпильку.

— открытие в Лондоне первого бутика Мэри Квант (Quant

1955 род. 1934 г).

-Дом «Кристиан Диор» вводит новые силуэты костюма, напоминающие буквы Y и А.

— представление первой коллекции Луи Ферро.

— Роже Вивье (Vivier род. 1913 г.) изобретает каблук, ско­шенный внутрь.

— закрытие Дома «Пакен» и «Ворт».

— выходит фильм «Baby Doll», давший название новой мо­де, популяризирующей в повседневной одежде элемен — 1956 ты, характерные для дамского нижнего белья (кружева, рюши, бантики, ленточки и карамельные цвета), изобретение лайкры.

— запущен первый искусственный спутник Земли.

1957 — открытие Дома моды Ги Ляроша (Laroche 1923­

1989 ц.).

— Пьер Карден изобретает платье-пузырь (bubble).

— закрытие Дома моды «Джеймс».

-Ив Сен-Лоран (Saint Laurent род. 1936 г.) в Доме моды «Диор» представляет коллекцию, в которой он предлага­ет силуэт «трапеция».

— создание первой промышленной линии одежды уни- 1958 секс. Впервые была разработана Пьером Карденом.

-началось промышленное производство искусственного эластичного волокна — спандекса.

-применение синтетических нитей лайкра, придающих ткани эластичность.

— Международный синдикат моды принял решение уста­навливать генеральную линию моды для европейских стран два раза в год.

— Пьер Карден создает первую в Европе коллекцию «pret — a-porter», до этого существовавшую только в Америке

1959 как «ready-to-wear».

— открытие Валентино Гаравани (Garavani род. 1932 г.) До­ма моды «Валентино» (Valentino).

— Чарльз Джордон (Jordan 1883 — 1976 гг.) становится ди­зайнером и производителем обуви для Дома «Кристиан Диор».

— Марк Боан (Bohan род. 1926 г.) становится арт-директо — ром Дома моды «Кристиан Диор» (до 1989 г.).

— в Ливерпуле была основана музыкальная группа «Битлз» 1960 (Beatles).

— изобретение мини-юбки Мэри Квант и Андре Куррэжем (Courreges род. 1923 г.).

— изобретение медикаментозных противозачаточных средств.

— основание Дома моды «Андре Куррэж».

— русско-итальянский дизайнер Олег Кассини (Cassini

1961 род — 1913 г.) становится официальным дизайнером гар­дероба Жаклин Кеннеди (Kennedy).

— основание Дома моды «Ив Сен-Лоран».

— первый полет человека в космос.

— основание компании «Дженни» (Genny) Арнольдом и До — нателлой Джиромбелли (Girombelli).

— Эймис Харди становится первым кутюрье женского пла — 1962 тья, который проектирует одежду и для мужчин.

-открытие первого бутика «Биба» (Biba), основанного Барбарой Хуланики (Hulanicki род. 1936 г.).

1963 — закрытие Дома моды «Дреколь».

-Жерар Пипар (Pipart род. 1933 г.) становится главным дизайнером Дома моды «Нина Риччи».

— Андре Куррэж первым показал коллекцию одежды в «ко­смическом стиле». 1964

-Американцы начали военные действия во Вьетнаме.

Война во Вьетнаме закончится в 1973 г.

— Карл Лагерфельд (Lagerfeld род. 1938 г.) начинает разра­батывать коллекции для Домов моды «Фенди» и «Хлое».

— основание Дома моды Эмануэля Унгаро (Ungaro 1965 род. 1933 г.).

— показ первой коллекции Милы Шон (Schon род. 1919 г.).

— Пако Рабанн (Rabanne род. 1934 г.) представляет свое первое платье из пластика.

— Ив Сен-Лоран включает в коллекцию женский смокинг.

— показ первой коллекции фирмы «Миссони».

— открытие собственного Дома моды и показ первой са — 1966 мостоятельной коллекции Пако Рабанна.

-Лесли Хонби (Hornby род. 1949 г.), более известная как Твигги (Twiggy), названа «Лицом года».

— Баленсиага уходит из индустрии моды.

-открытие своего Дома моды Соней Рикель (Rykiel род. 1930 г.).

1968 — основание Дома моды Зандры Роудс (Rhodes род. 1940 г.).

— представление первых коллекций «экологического стиля».

— открытие первого бутика Джил Сандер (Sander род. 1943 г.).

-Жан-Шарль де Кастельбажак (Castelbajac род. 1949 г.) создает свою первую коллекцию для предприятия своей семьи. 1969

— Нил Армстронг, командир космической экспедиции «Ап — полон 11» впервые ступил на поверхность Луны.

— Кензо Такада (Kenzo род. 1939 г.) открывает первый бу­тик в Париже.

— открытие первого бутика Вивьен Вествуд (Westwood род. 1941 г.).

1 970 открытие собственной фирмы Джорджо Армани (Armani род. 1934 г.). распад группы «Битлз».

— Иссей Мияке (Miyake, род. 1938 г.) открывает в Токио свою дизайн-студию и бутик «Джангл Джеп» (Jungle Jap).

— Эдвард Хофф (Intel) создал первый микропроцессор.

— вводятся новые правила принятия в «Синдикат высокой 1971 моды».

— закрытие Дома моды «Магги Руфф».

— показ первой самостоятельной коллекции Иссей Мияке. 1971

— Йоджи Ямамото (Yamamoto род. 1943 г.) начинает собст­венное дело в Японии под маркой Vs.

1 972 — Лаура Бьяджотти (Biagiotti род. 1943 г.) открывает свою первую фирму.

— основание линии «Библос» (Byblos).

— Тьери Мюглер (Mugler род. 1948 г.) начал создава|ь кол — 1973 лекции под собственным именем.

1 974 — открытие Дома моделей «Тьери Мюглер».

— показ первой коллекции Жан-Поль Готье (Gaultier

род. 1952 г.). 1976

— представление коллекции Ив Сен-Лорана по мотивам русского костюма.

— открытие салона моды Ханай Мори (Mori род. 1926 г.).

1 977 — открытие фирмы «Жан-Поль Готье».

— открытие дизайн-студии авангардной городской одеж­ды Хельмута Ланга (Lang род. 1956 г.).

— открытие Дома Кристиана Лакруа (Lacroix род. 1951 г.).

— открытие Дома моды «Жан-Шарль де Кастельбажак». — основание собственного предприятия Джанни Версаче 1 978

(Versace 1946 — 1997 гг.).

— открытие Дома моды «Джанфранко Ферре» (Gianfranco

1979 — открытие Дома Клода Монтана (Montana род. 1949 г.).

— Вивьен Вествуд показывает свою первую коллекцию в Париже.

— Азедин Алайя (Alaia род. 1940 г.) показывает свою пер­вую коллекцию. 1981

— Кристиан Лакруа возглавляет линию «Houte couture» До­ма моды «Пату».

— показ первой коллекции Йоджи Ямамото.

1 982 — в России создан первый персональный Дом моды Славы Зайцева.

— Карл Лагерфельд возглавил Дом «Шанель».

— открытие Дома моды Франко Мосчино (Moschino 1950 —

1994 гг.). 1983

-показ первой коллекции Рей Кавакубо (Kawakubo род. 1942 г.) под маркой «Comme de Garcons».

— появление сотовой телефонии.

— Вивьен Вествуд создает первую в Европе спортивную обувь, разработанную модельером.

1984 — Карл Лагерфельд представляет первую коллекцию под своим именем.

— Джон Гальяно показал свою первую коллекцию.

— Андре Куррэж продаст свое предприятие японской ком­пании «Итокин».

— в связи с угрозой распространения СПИДа появляется тенденция в одежде антисекс.

— Эрве Леже (Leger род. 1957 г.) открывает свою дизайн- студию, работающую для «Ланвен», «Хлое», «Чарльз Джордан» и др. 1985

— Дрис ван Нотен (van Noten род. 1958 г.) открывает собст­венную фирму.

— Мартин Ситбон (Sitbon род. 1951 г.) представляет свою первую коллекцию.

— Доменико Дольче (Dolce род. 1958 г.) и Стефано Габбана (Gabbana род. 1962 г.) представили свои первые коллек­ции.

— Кристиан Лакруа представляет свою первую коллекцию и открывает собственный Дом моды, входящий в компа­нию LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy).

1987 — Исаак Мизрахи (Mizrahi род. 1961 г.) открывает свою соб­ственную компанию.

— Мартин Ситбон становится ведущим дизайнером Дома моды «Хлое», из которого уйдет в 1991 г.

— Миучия Прада (род. 1949 г.) создает первую коллекцию 1988 pret-a-porter для собственного Дома моды.

— Дом «Кристиан Диор» возглавляет Джанфранко Ферре.

1989 — Клод Монтана возглавляет Дом «Ланвен».

— Мартин Маржела (Margiela род. 1957 г.) показывает в Па­риже свою первую коллекцию.

— Том Форд (Ford род. 1962 г.) становится арт-директором 1990 Дома моды «Гуччи».

1991 — Дидье Лекоане (род. 1955 г.) и Эман Сагар (Sagar

род. 1957 г.) основали собственный Дом моды «Lecoanet Hemant».

— закрытие Дома «Норман Хартнел».

-начало популярности стиля «гранж», продлившегося до 1997 г. 1992

— Карл Лагерфельд вновь становится ведущим дизайне­ром Дома «Хлое» (до 1997 г.).

-Оскар де ла Рента (de la Renta род. 1932 г.) возглавил 1993 Дом «Бальмен».

-Александр Мак-Квин (McQueen род. 1969 г.) открывает собственную фирму.

— Дом моды «Кензо» покупает группа компаний LVMH.

— Антонио Берарди (Berardi род. 1968 г.) начинает работать под собственной маркой.

— Том Форд возглавил компанию «Гуччи». 1994 — Марк Джейкобе (Jacobs род. 1960 г.) начал создавать

одежду под собственной маркой.

1995 _ Джон Гальяно (Galliano род. 1961 г.) становится творчес­ким директором Дома моды «Живанши».

-Дом «Диор» возглавляет Джон Гальяно.

-Дом моды «Ги Лярош» возглавляет Мишель Клейн (Klein).

— компания «Феррагамо» покупает Дом моды «Унгаро».

— показ первой самостоятельной коллекции Александра 199 6 Мак-Квина, в которой были представлены изобретенные

им блумстеры (очень короткие шорты).

-Стелла Макартни (McCartney род. 1971 г.) становится арт-директором Дома моды «Хлое».

— Дом «Версаче» возглавила Донателла Версаче.

— Дом «Диор» возглавил Александр Мак-Квин.

1997 — Дом «Эрмес» пригласил ведущим дизайнером женской ли­нии бельгийца Мартина Марджела (Margiela род. 1957 г.).

— Клод Монтана становится ведущим дизайнером Дома моды «Ланвен».

— в моду входит минимализм, популярный почти до 2000 г. 1997 — руководство фирмой «Миссони» взяла на себя Анжела

Миссони.

-Дом «Эрмес» представляет свою первую коллекцию pret-a-porter, разработанную Марком Джейкобсом. 1998

— Натали Жерве становится ведущим дизайнером Дома моды «Нина Риччи».

— в мужскую европейскую одежду входит юбка.

— Кензо Такада передает роль ведущего дизайнера Жилю 1999 Розье.

— дом «Ханай Мори» возглавила Памела Мори.

— линию pret-a-porter Дома «Ив Сен-Лоран» возглавил Альбер Эльбас.

— фирму «Эрве Леже» возглавил Джером Дрейфус.

— Том Форд становится ведущим дизайнером Дома моды

«Ив Сен-Лоран». 2000

— группа LVMH приобрела имя «Донна Каран» (Donna Karan), Дом моды «Пуччи».

ВЕХИ ВЕКА

Рис. 2. Жак Пату с работницами аталье. 1920 — 1930 гг.

… мода — это средство художественного выражения, которое при всей своей недолговечности, при очевидной разнице в масштабах может быть приравнено к архитектуре или к живописи.

Кристиан Диор

П

роблема стиля зани­мала умы XX столетия не ради эпистолярно­го интереса, а потому, что стиль является неким инст­рументом, с помощью кото­рого возможно «читать» ис­торию искусств, в том числе и искусство костюма.

Часто наши современни­ки, занимающиеся исследо­ваниями процесса стилеоб — разования и моды, путают эти понятия, полагая, что мо­да — тоже микростиль.

Понятия «стиль» и «мода» безусловно связаны, но каж­дый имеет свои законы фор­мирования и временную про­тяженность. Многочислен­ность определений «моды» и «стиля» совершенно раз­мыли границы этих понятий, затрудняя не только работу историков, теоретиков, ис­кусствоведов, но и практиков в области проектирования костюма. Выявление черт стиля или моды позволяет работать грамотно, профес­сионально, а значит — более эффективно.

Процесс стилеобразова — ния или моды, как река, не­сет в своем потоке все, что попадается на пути. Как из­вестно, существуют фильт­ры, очищающие воду; так и стиль — это то, что оста­лось отфильтрованным вре­менем и образом жизни лю­дей, которые породили этот стиль.

Стиль можно рассматри­вать «линейно» — как сменя­ющие друг друга этапы из­менения форм, цвета, дета­лей, а можно подойти к нему как к объемному, простран­ственному понятию, как к за­мкнутой системе, которая отличается своей «нормой» и законами построения, по­вторяемостью и принципами формирования.

В искусствознании до­вольно широко распростра­нена традиционная схема развития стилей, опублико­ванная в серии работ по ис­тории искусств и костюма, где, начиная с древнейших времен и по сегодняшний день, перечисляются «пер­соны грата», их костю­мы, среда и… стиль. Это своеобразные энциклопе­дии, подробно описывающие элементы костюмов, но в них практически нет глубокого анализа причин и закономер­ностей принципиальных пе­ремен, произошедших в ис­кусстве костюма или среды.

Существует и другой под­ход, когда всю историю мате­риального искусства делят на два или три этапа, границы которых обозначены более четко, и глубина их весьма осязаема. К таким авторам относится немецкий историк искусств Э. Кон-Винер, про­водивший свои исследования архитектурных объектов. Всю историю искусств он делит на три основных стиля:

классический (Рим, Гре­ция);

абсолютистский (Средне­вековье, барокко, рококо, XIX в.);

психологический (середи­на XIX — XX вв.).

Каждый из стилей имеет свои этапы развития форм, их членений, цветовых харак­теристик и орнаментации. Причем орнамент Э. Кон-Ви­нер считает «разрушителем» целой формы и сигналом к ее смене.

Отсутствие общепринято­го мнения по вопросам пери­одизации и классификаций стилей явилось основанием для проведения самостоя­тельных исследований в об­ласти костюма. Полученные результаты позволяют нам дать ответы на некоторые су­ществующие в стилеобразо — вании вопросы, а также во­оружить будущих художни — ков-стилистов профессио­нальными знаниями.

Чтобы понять, как склады­вается стиль в истории кос­тюма и в других жанрах ис­кусства, необходимо:

определить основные на­правления стилистики как самостоятельной области знаний;

дать определение поня­тию «стиль»;

определить морфологию стиля для теории проектиро­вания костюма XX в.

Последовательно рассмо­трим все эти вопросы.

Невозможно познать конкретное общество, не желая узнать моды, царившей в нем.

Костюм изобличает нравы, и, для примера, наряды гражданок Тал ьен и Богарне помогают постичь сознание, сформированное Термидором.

Анатоль Франс в предисловии к первому изданию «Des Dames etdes Modes»1

А

нализом произведений лите­ратуры и живописи занимают­ся соответственно филология и искусствоведение. Многие поколе­ния исследователей в этих науках не только накопили собственный методо­логический инструментарий, но и со­здали традиции и законы профессио­нальной среды. В моделировании кос­тюма тоже постепенно формируется аналитический и терминологический аппарат, отражающий особенности своего времени. Новая область зна­ний, обладая прикладным характером, адаптирует имеющиеся в других сфе­рах методы исследований и термино­логию. Культурология, этнография, эстетика, психология, философия

Всякая истина проходит в человеческом уме через три стадии: сначала — «Какая чушь!», затем — «В этом что-то есть»,

наконец — «Кто же этого не знает!». Александр Гумбольдт

М

атематические методы в тео­рии моделиро­вания одежды перво­начально применялись для прогнозирования ближайших измене­ний в моде и сбора статистических данных для анализа рынка, но постепенно вошли и в аналитику стилевых тенденций. В 70-е го­ды XX в. их стали ис­пользовать для со­здания многомерных классификаций2 сти­лей. Применение точ­ных, объективных кри­териев для столь не­однозначных понятий
и история искусств обеспечили для изучения костюма массив фундамен­тальных гуманитарных знаний. Социо­логия, лингвостилистика, семиотика и экономика приобщили к ним спосо­бы числовых измерений и описания явлений.

«Великие имена», технологии и но­вые теории XX в., объясняющие про­цессы стилеобразования и создания моды, кардинально отличают ее от функционирования в предыдущие эпохи, поэтому в начале XXI в. необхо­димо убедиться в состоятельности но­вых подходов к моделированию кос­тюма и формированию стилей.

Существует мнение современных культурологов и искусствоведов, что за последнее столетие в истории костю­ма сложились только моды, а стили в дизайне одежды, как прикладной об­ласти искусства, не отразились. Они объясняют эту ситуацию созданием в XX в. сознательно стимулируемого рынка, динамика которого не позволя­ла (или просто не успевала) отразить поиски, происходящие в искусстве.

В качестве альтернативного мнения дизайн одежды признается самым мо­бильным из всех видов искусства и на­иболее близким к эстетическим и бы­товым потребностям человека. На ди­зайн — сферу, наиболее приближенную к производству и повседневной жизни человека, оказывают большое влияние социальные и политические факторы, от которых академические искусства «удалены».

Изменения в костюме опережают естественный органический процесс как «стиль» и «мода», не всегда логично ук­ладывающихся в рамки эмпирических иссле­дований, результаты которых позволили вы­двинуть теорию искус­ственно создаваемых стилей и рассчитать вероятность появле­ния определенных си­луэтов в моде последу­ющих лет.

В данном разделе стилеобразующий про­цесс анализируется с помощью новой ме­тодики, позволяющей минимизировать мате­матические расчеты, но при этом получить более точные данные об изменениях костю­ма в XX в. и о перспек­тивах появления новых модных течений.

Предлагаемая ме­тодика анализа инте­ресна тем, что ее легко может освоить не толь­ко далекий от матема­тики специалист в об­ласти моды, но и чело­век, не являющийся экспертом в модели­ровании одежды.

Способ представле­ния информации в этой книге дает возмож­ность сравнить мате­матический подход, основанный на проце­дурах «нечеткой логи­ки», с рассуждениями специалистов, исполь­зующих культурологи­ческий подход (изло-
эволюции культуры, причем, авторы приведенных мнений подчеркивают мысль о разных путях, которыми про­ходит стилеобразование XX в. в при­кладных и академических искусствах. Эта особенность проявилась достаточ­но наглядно только в прошедшем сто­летии, т. к. до середины XX в. не суще­ствовало истории костюма как само­стоятельной дисциплины и специалис­тов по моделированию одежды.

Это замечание делает крайне инте­ресной задачу найти стиль в истории костюма XX в. и сравнить результаты поиска с параллельно происходящи­ми изменениями стилей в живописи и скульптуре.

Как известно, терминология любой профессиональной сре­ды отличается от дефиниций теоретиков и практиков из других сфер. «Стиль» и «мо­да» в представлении искус — / ствоведов, дизайнеров и модельеров отличаются / собственной спецификой / в отношении не только терминов, но и происхо­дящих событий4.

Поэтому в данном раз­деле мы описываем тео­ретическую модель пред­ставлений о формирова­нии модных и стилевых явлений, присущую толь­ко дизайнерам, и ни в ко­ем случае не претендуем на всеобъемлющий харак­тер представленной инфор­мации.

женный в левой колон­ке), основанный на эм­пирических суждениях и анализе историчес­ких фактов.

Авторы не искали противоречий между рассматриваемыми методами, а предо­ставили взаимодопол­няющую информацию, на основании которой читатель уточнит или опровергнет выводы, сделанные с помощью этих методов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.