ВИЗАНТИЙСКИЙ КОСТЮМ

Византийская мода унаследовала римские моды, изме­нив их название. Но при императорском дворе античная мода подверглась изменениям. Некоторые элементы одеж­ды перестают носить парадный, официальный характер и превращаются в повседневную одежду. Одежды наклад­ные. В Византии зарождается женская мода надевать одно — ‘ Смальта — кубики непрозрачного цветного стекла.

ВИЗАНТИЙСКИЙ КОСТЮМ

временно по нескольку одежд. Византийская одежда — прообраз многослойной одежды европейцев. К широким туникам рубашкообразного покроя Византия добавила ру­кава. Тело человека для византийской моды не представ­ляло никакого интереса. Знаки отличия создают основу моды. Таким образом, византийская мода являлась пред­шественницей моды периода раннего средневековья. И в русской моде византийская одежда сохранялась почти безо всяких изменений на протяжении 800 лет.

Устойчивость и жизнеспособность, целесообразность и простота — характерные черты византийского костюма.

Мозаичное изображение торжественного шествия им­ператора Юстиниана и его жены в окружении свиты, со­хранившееся до наших дней, дает нам полное представле­ние о византийской придворной моде. Члены царской се мьи были законодателями моды.

1. МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Эстетический идеал. Красота тела, по представлениям. церкви, считается греховной. Фигуры, облаченные в ви­зантийские костюмы, выглядели тяжелыми, массивными, прямоугольными, перегруженными орнаментом и богаты­ми декоративными украшениями. Это объясняется тем, что из костюма исчезла изящная драпировка. Красота рас­ценивалась как добродетель во славу бога. Признается только красота духа, а тело всячески маскируется. Фигура расценивается как что-то плоское и бесформенное. Мод­ными считаются удлиненный овал лица, подчеркнуто вы­сокий лоб, огромные глаза. Новая христианская религия отрицает идеалы античности.

Нижняя одежда. Римская туника позднего времени — таларис остается нижней одеждой мужчин Византии, но иногда наблюдалось многослойносгь туник:

• Первая — нижняя — представляла собой два прямо­угольных полотнища ткани с длинными рукавами, сильно сужающимися к запястью, и квадратной проймой. Каче­ство ткани и длина туники — главные социальные разли­чия в нижней одежде (рис. 24). Византийская одежда от­личалась жесткостью и плотностью тканей и преобладани­ем узоров ткани, рельефных вышивок орнамента.

• Вторая туника — с укороченными рукавами на под­кладке.

• Третья — верхняя туника — без рукавов. Она опоя­сывалась.

Основная масса населения носила короткую, выше ко­леней, тунику.

Штаны, заимствованные из стран Востока, новая часть одежды, представляла собой разъемные штаны-чулки, со­стоящие из двух несшитых половин, которые крепились посредством тесемок к поясу. Длина их варьировалась от коленей до щиколоток.

Верхняя одежда. Верхней одеждой мужчин был жесткий плащ-мантия. Плащ-мантия напоминал римскую ненулу и представлял собой широкую длинную накидку, которая скреплялась у шеи завязками или фибулой (иногда закреп­ленной и на правом Плече).

Верхнюю одежду в Византии носили только император и знать. Плащ-мантия расценивался как знак достоинства и привилегированного положения.

Цвета. Костюм отличался огромным количеством цве­тов и оттенков. В одежде преобладают яркие разноцветные ткани. Например, цвета в одежде императора отличались разнообразием: пурпурные, темно-красные оттенки, с узо­рами ярких насыщенных цветов — желтого, белого, черно­го, коричневого, кремового, коричневого.

Ткани. Центром мирового ткачества становится Визан­тия. Искусство ткачества поднялось на такой уровень, что

ВИЗАНТИЙСКИЙ КОСТЮМ

Рис. 24. Византийская нижняя туника

еще долгое время византийские ткани и ковры служили образцом для подражания. Единственным источником по­ступления шелковых тканей был Китай. Сами же визан­тийцы были производителями шерсти и импортировали свои ткани в другие страны, но война с персами затрудня­ла торговлю. В Византии преобладали тяжелые, плотные, неэластичные ткани. Чтобы Византия могла сама стать производителем шелка, императору Юстиниану монахи, по приказу Феодоры, привезли из Китая гусениц шелко­пряда, спрятав внутри полого посоха. В пристрастии к шелку выражалась любовь византийцев к роскошным на­рядам. И уже с середины VI в. в Византии знали тайну про­изводства шелка. В Сирии и Греции было сосредоточено производство парчи. К тому времени государственной мо­нополией в Византии становится изготовление пурпурно­го красителя и шелковых тканей.

Одежды из самых дорогих шелковых тканей имели пра­во носить только император и члены его семьи, привиле­гией высоких сановников были просто дорогие шелковые ткани.

Туника шилась из льняных, шерстяных и полушерстя­ных тканей. Плащ — из шерсти или полушерсти.

Драгоценные материалы попадали в Европу прежде всего как подарки для королевских дворов, а иногда слу­чайно — посредством международной торговли, во время крестовых походов.

Головной убор. Головные уборы у византийцев — редки. Но были шапки со сферической или остроконечной туль­ей и слегка отстающим околышем, встречались капюшо­ны из жесткой материи. В дороге и при полевых работах надевали круглые широкополые меховые шапки и шляпы.

Украшения. Убранством одежды выражался титул вла­дельца. Теперь вернемся к многослойное™ нижних туник: первая — одноцветная, с расшитыми рукавами у запястья;

ВИЗАНТИЙСКИЙ КОСТЮМ

вторая (из-под рукавов которой выглядывают рукава нижней туники) тоже расшивались; третья — вообще без рукавов, расшитая по всей поверхности. Причем все туники были выполнены в контрастных цветах.

Самыми дорогими были шелковые ткани, вышитые се­ребром и золотом. Их использовали для каймы, декоратив­ных нашивок. Ткани часто вышивались драгоценными камнями. Костюмы знати и императора выполнялись пол­ностью из этих тканей.

Узоры на ткани были различными и часто носили сим­волический характер. Например, символом власти явля­лось изображение орла и льва на одежде императора и знати.

Для каймы использовали орнамент растительного и геометрического характера. Иногда встречались на тканях изображения животных (павлины, слоны, быки, утки и т. д.), вписанные в ромбы, многоугольники, круги. Эти изображения объединялись в единый узор посредством растительных завитков и розеток. Иногда животные на тканях изображались попарно, лицом друг к другу. Позд­нее появились религиозные узоры.

Обувь. Мужчины носили обувь в виде мягких закрытых сандалий с переплетами почти до колен, а иногда на ноги надевали подвязанные узкими ремешками ниже колен мягкие сапоги.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.