Византийская мода унаследовала римские моды, изменив их название. Но при императорском дворе античная мода подверглась изменениям. Некоторые элементы одежды перестают носить парадный, официальный характер и превращаются в повседневную одежду. Одежды накладные. В Византии зарождается женская мода надевать одно — ‘ Смальта — кубики непрозрачного цветного стекла.
временно по нескольку одежд. Византийская одежда — прообраз многослойной одежды европейцев. К широким туникам рубашкообразного покроя Византия добавила рукава. Тело человека для византийской моды не представляло никакого интереса. Знаки отличия создают основу моды. Таким образом, византийская мода являлась предшественницей моды периода раннего средневековья. И в русской моде византийская одежда сохранялась почти безо всяких изменений на протяжении 800 лет.
Устойчивость и жизнеспособность, целесообразность и простота — характерные черты византийского костюма.
Мозаичное изображение торжественного шествия императора Юстиниана и его жены в окружении свиты, сохранившееся до наших дней, дает нам полное представление о византийской придворной моде. Члены царской се мьи были законодателями моды.
1. МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Эстетический идеал. Красота тела, по представлениям. церкви, считается греховной. Фигуры, облаченные в византийские костюмы, выглядели тяжелыми, массивными, прямоугольными, перегруженными орнаментом и богатыми декоративными украшениями. Это объясняется тем, что из костюма исчезла изящная драпировка. Красота расценивалась как добродетель во славу бога. Признается только красота духа, а тело всячески маскируется. Фигура расценивается как что-то плоское и бесформенное. Модными считаются удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза. Новая христианская религия отрицает идеалы античности.
Нижняя одежда. Римская туника позднего времени — таларис остается нижней одеждой мужчин Византии, но иногда наблюдалось многослойносгь туник:
• Первая — нижняя — представляла собой два прямоугольных полотнища ткани с длинными рукавами, сильно сужающимися к запястью, и квадратной проймой. Качество ткани и длина туники — главные социальные различия в нижней одежде (рис. 24). Византийская одежда отличалась жесткостью и плотностью тканей и преобладанием узоров ткани, рельефных вышивок орнамента.
• Вторая туника — с укороченными рукавами на подкладке.
• Третья — верхняя туника — без рукавов. Она опоясывалась.
Основная масса населения носила короткую, выше коленей, тунику.
Штаны, заимствованные из стран Востока, новая часть одежды, представляла собой разъемные штаны-чулки, состоящие из двух несшитых половин, которые крепились посредством тесемок к поясу. Длина их варьировалась от коленей до щиколоток.
Верхняя одежда. Верхней одеждой мужчин был жесткий плащ-мантия. Плащ-мантия напоминал римскую ненулу и представлял собой широкую длинную накидку, которая скреплялась у шеи завязками или фибулой (иногда закрепленной и на правом Плече).
Верхнюю одежду в Византии носили только император и знать. Плащ-мантия расценивался как знак достоинства и привилегированного положения.
Цвета. Костюм отличался огромным количеством цветов и оттенков. В одежде преобладают яркие разноцветные ткани. Например, цвета в одежде императора отличались разнообразием: пурпурные, темно-красные оттенки, с узорами ярких насыщенных цветов — желтого, белого, черного, коричневого, кремового, коричневого.
Ткани. Центром мирового ткачества становится Византия. Искусство ткачества поднялось на такой уровень, что
Рис. 24. Византийская нижняя туника |
еще долгое время византийские ткани и ковры служили образцом для подражания. Единственным источником поступления шелковых тканей был Китай. Сами же византийцы были производителями шерсти и импортировали свои ткани в другие страны, но война с персами затрудняла торговлю. В Византии преобладали тяжелые, плотные, неэластичные ткани. Чтобы Византия могла сама стать производителем шелка, императору Юстиниану монахи, по приказу Феодоры, привезли из Китая гусениц шелкопряда, спрятав внутри полого посоха. В пристрастии к шелку выражалась любовь византийцев к роскошным нарядам. И уже с середины VI в. в Византии знали тайну производства шелка. В Сирии и Греции было сосредоточено производство парчи. К тому времени государственной монополией в Византии становится изготовление пурпурного красителя и шелковых тканей.
Одежды из самых дорогих шелковых тканей имели право носить только император и члены его семьи, привилегией высоких сановников были просто дорогие шелковые ткани.
Туника шилась из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей. Плащ — из шерсти или полушерсти.
Драгоценные материалы попадали в Европу прежде всего как подарки для королевских дворов, а иногда случайно — посредством международной торговли, во время крестовых походов.
Головной убор. Головные уборы у византийцев — редки. Но были шапки со сферической или остроконечной тульей и слегка отстающим околышем, встречались капюшоны из жесткой материи. В дороге и при полевых работах надевали круглые широкополые меховые шапки и шляпы.
Украшения. Убранством одежды выражался титул владельца. Теперь вернемся к многослойное™ нижних туник: первая — одноцветная, с расшитыми рукавами у запястья;
вторая (из-под рукавов которой выглядывают рукава нижней туники) тоже расшивались; третья — вообще без рукавов, расшитая по всей поверхности. Причем все туники были выполнены в контрастных цветах.
Самыми дорогими были шелковые ткани, вышитые серебром и золотом. Их использовали для каймы, декоративных нашивок. Ткани часто вышивались драгоценными камнями. Костюмы знати и императора выполнялись полностью из этих тканей.
Узоры на ткани были различными и часто носили символический характер. Например, символом власти являлось изображение орла и льва на одежде императора и знати.
Для каймы использовали орнамент растительного и геометрического характера. Иногда встречались на тканях изображения животных (павлины, слоны, быки, утки и т. д.), вписанные в ромбы, многоугольники, круги. Эти изображения объединялись в единый узор посредством растительных завитков и розеток. Иногда животные на тканях изображались попарно, лицом друг к другу. Позднее появились религиозные узоры.
Обувь. Мужчины носили обувь в виде мягких закрытых сандалий с переплетами почти до колен, а иногда на ноги надевали подвязанные узкими ремешками ниже колен мягкие сапоги.