В XVII в. Франция — законодательница моды.
Однако аристократы Англии в своих костюмах подчеркивали живописность, сочетающуюся с изысканной красотой. Отсутствие тяжеловесных украшений, дорогих тканей и мехов — свидетельство развитого вкуса и более утонченного понятия красоты.
Модных журналов еше не было, в связи с этим Франция рекламировала свои моды весьма наглядным способом: начиная со второй половины XVII в. ежемесячно в ряд европейских стран, а именно в Англию, Италию, Германию, Россию, высылали по две восковые куклы, одетые по последней моде.
Рис. 42. Французская мода второй половины XVII — начала XVIII вв. Мушкетерский короткий Плащ «казак» |
В 1642 г. во Франции был придуман этот оригинальный способ рекламы и распространения моды. В мастерской были созданы две куклы из воска в рост человека. Им дали имя Пандоры — греческой красавицы:
1. Большая Пандора была одета по официальной «государственной» моде — в парадные нарядные и вечерние туалеты.
2. Малая Пандора была одета в домашнее платье и демонстрировала белье.
Путешествие кукол Пандор было настолько важным, что даже война не могла быть преградой на их пути. Пропуская путешественниц, генералы сворачивали боевые действия, Кукол перевозили через границы всеми видами транспорта: в каретах, кибитках, санях, даже телегах.
В это время появляются печатные иллюстрированные издания, над которыми трудились талантливые живописцы и граверы.
В 1679 г. был основан первый модный журнал «Мегсиге galante» — источник сведений о моде Версаля, который помогал французским модам покорять Европу. Над этим журналом усиленно работали Боннар, Абрахам Б осе и другие французские художники. Позже появляется «Меркур де Франс». В журналах помещались не только эскизы, чертежи моделей, рисунки, их детали, аксессуары, но и советы по изготовлению представленных изделий, с рекомендациями, какую одежду, из каких тканей следует носить в тот или иной сезон. Большой интерес вызывали придворные сплетни из жизни королевского двора и знаменитых особ, а также сведения о том, кто во что был одет и как причесан.
Большую роль в распространении моды играла портретная живопись. Риго, Ларжильер в своих портретах с точной детализацией передавали пышный, богатый костюм аристократии.
В таких произведениях, как «Портрет Элизабет Богар — не» Ларжильера, «Портрет Людовика XIV» Риго, в эффектных позах канонизированного парадного портрета представлены блестящие костюмы барокко.