Фраза, которую великая мадмуазель Шанель позаимствовала у друга-поэта Реверди, известная всем как «мода меняется, настоящий стиль – никогда», для многих уже ставшая банальным выражением, штампом, живет до сих пор, но не работает. Однако мода не меняется, она давно стоит на месте и лишь повторяется, возвращаясь к старому доброму ретро. Все уже придумано до нас, не считая авангард, который не поддается никакому контролю. Мода менялась тогда, когда менялась история: это войны, революции, кризисы и технический прогресс. Мода отражает историю.
Мы можем обращаться к стилю ретро в аспекте истории, или изменять ретро путем добавления нескольких деталей, стилизуя одежду под прошедшее время. Но это известно лишь людям, которые связаны с модой, поэтому простые люди, потребители, так сказать, не замечают этого. Как же им не ошибиться? Ведь, например, восемнадцатый и двадцатый год – это уже совершенно разные стили. Да и авторов-писак, которым нужно просто заработать денег, не разобравшись, что к чему, появилось предостаточно. Они и дают неправильные понятия, начиная с мелких ошибок и заканчивая тем, что Коко Шанель была мужчиной, а модницы и модники следуют их советам.
Но ведь стиль ретро тоже когда-то родился. Мало знает, как и когда это произошло. Да и что вообще это такое?
До 19 века мода менялась нечасто. А на рубеже XIX-XX веков зародился стиль «модерн» (от фр. «новый» «современный»), после которого стили и начали меняться часто для того времени – каждое десятилетие. Это и есть ретро, то есть весь XX век. Самым ярким и запоминающимся стилем стал восточный, у которого были названия «гаремный», «японизм», «египтомания». Он родился благодаря влиянию нескольких аспектов, в том числе и благодаря приехавшему с гастролями во Францию балету «Русские сезоны» в экзотических костямах востока под руководством Дягилева.
Первый раз за всю историю не русские стали равняться на французскую моду, а она стала формироваться под влиянием «Русских сезонов»। «Мода на балет Дягилева» накрыла сразу несколько десятилетий. Однако каждое десятилетие по-своему оригинально.
Так, в первое десятилетие 20-го века моду создавал дизайнер и художник Поль Пуаре и круто ее изменил, отменив корсет, создав новый стиль, где юбка начиналась от самой груди и ниспадала до самой щиколотки. Это обновленный ампир. Заметьте, он и тут повторился, то есть в свою очередь, это тоже ретро: портной Леруа был творцом парижской моды XIX в. в стиле ампир. Это был прообраз костюма. Позже платье разделилось на две части. Это эпоха великих художников: Кокто, Пикассо, Матис, Лев Бакст, — которые создавали костюмы для балета. Всех захватил восток. И даже Поль Пуаре выпускает духи с ароматом восточных пряностей и делает театрализованные показы. На Олимпе славы и моды — женщины-легенды того времени Айседора Дункан и Мата Хари, которые танцуют на сцене почти обнаженными, в одних прозрачным платьях как вуаль («пеплос»).
Многие ли знали, что модная нынче одежда списана с прообразов греческих гетер. Поль Пуаре, вдохновленный этим, вводит в гардероб обычной женщины вуаль и убирает корсет. Но вуаль женщина того времени может использовать как накидку на плечи – это был основной акцент. Восточные детали сценических костюмов заимствуются только для носки на улице. Это выглядело не очень стильно. Пуаре создает брюки в гаремном стиле и вводит в моду жемчуг. Вышивка, яркие цвета, перья, парча, вуали на плечах, туники, японские кимоно, да еще и юбка суженная книзу («хромающая») – всю эту «красоту» венчают тюрбаны и шляпы с вуалью, надетые на окрашенные хной волосы. Довершают образ черные театральные брови и яркая помада.
Сейчас мы можем моду «подглядеть» в журналах, «подсмотреть» в телевизоре, а в то время модницы могли стать модными, лишь побывав в театре и заказав своему портному «такое же платье, как у той актрисы».
Каждый год в ряде городов России, Франции, Англии проводятся недели моды, посвященные дягилевским сезонам.