Вторая половина XVIII в. — время утверждения принципиально нового стиля в искусстве — классицизма (классицизм от лат. classicum — образованный). Это стилевое направление выражалось в идее единой национальной государственности, патриотического долга. Классицизм выражал идеи революционно настроенной буржуазии. Парламентский английский строй являлся идеалом общественного устройства для просветителей. Буржуазии не терпелось освободиться от пышной искусственности аристократического барокко.
Просветители заимствуют свои идеалы из жизни Древней Греции (из античной истории), создавая естественные, простые и одновременно возвышенные формы искусства.
Рис. 49. Костюм служанки-француженки, XVIII в. |
о—————————— История — костюма
Разум, порядок, дух гражданственности, простота быта древних ярко противопоставлялись распущенности двора и бесхозяйственности государственного управления. Интерес к античности обострил отрицательное отношение к жеманному декоративному стилю «рококо».
В середине XVIII в. классицизм торжествовал в скульптуре, живописи, архитектуре, возвышая и очищая человеческую душу.
Сын кровельщика, что было характерно для того времени, стал одним из самых аристократических художников и основоположником рококо в живописи. Это любимец короля и мадам Помпадур — Антуан Ватто — создатель интимной живописи, которого они считали придворным живописцем. Нам его картины кажутся наивными.
Идеи просвещения охватывают науку, литературу, искусство, политику.
В прикладном искусстве, в мебели классицизм первоначально еще сочетался с элементами стиля «рококо». Общественные вкусы переменились, и люди стали предпочитать строгость и сдержанность. Стиль «классицизм» упростил систему украшений.
На уровень других искусств поднимается музыка. Создаются новые музыкальные формы — фуга, симфония, соната. В музыке впервые звучат простые человеческие чувства.
В это время закладываются основы эстетических знаний как научной дисциплины.
Моды пока еще диктуются и создаются при дворе и имеют аристократический характер, прежние тенденции берут верх.
Главным завоеванием капитализма является прогресс текстильной промышленности. Наблюдается процесс расширения производства тканей, что явилось следствием изобретения в конце века ткацких, прядильных станков, круглой вязальной машины и другого оборудования.
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы
Мужской костюм утрачивает женственность. Постепенно исчезают кружева, ленты, воланы.
Нижнее белье. Мужчины носят чулки, которые поддерживались лентами и подвязывались под коленом.
Нижняя одежда. Основными частями костюма являются камзол, кюлоты, фрак. Рубашка остается такой же, как и прежде, только уже становятся жабо и манжеты.
Камзол постепенно укорачивается и становится на 20 см ниже линии талии.
Кюлоты остаются по-прежнему узкими, короткими (до колена), с застежкой под коленом.
Поверх надевают английский фрак. По Европе прокатилась волна подражания английской моде. Разновидностей фрака было несколько, но самым модным считался фрак узкий, прилегающий по бедрам, со скошенными полами, застежкой на крупные пуговицы, с небольшим стояче-отложным воротником, впоследствии замененным высокой стойкой, узкими рукавами.
Цвет. Цветовая гамма включает нежные оттенки зеленого, желтого, коричневого. Обычно камзол, кюлоты и фрак — основные части костюма, выполнялись в одном цвете; или же камзол и кюлоты — однотонные, а фрак — в тон с ними.
Часто камзол был белым, богато вышитым цветным шелком. Чулки — белые.
Ткани. Фрак шили из шелковых и бархатных тканей, богато украшенных пышной отделкой и вышивкой. В костюме по-прежнему используются хлопчатобумажные, шелковые, бархатные, парчовые ткани.
Прическа. Прическа почти не меняется. Носили высокие парики (самые дорогие — из настоящих волос) и собственные волосы, модно уложенные и обильно напудрен-
о—————————- Истории костюма
ные. Помимо муки, для напудривания париков и волос использовали рисовую муку и белый крахмал.
Волосы гладко зачесывали назад, короткие пряди завивали над висками в 2—3 параллельно уложенных валика; на затылке волосы стягивались в пучок и перехватывались в хвост черной ленточкой; затем заплетали в косичку, которую часто прятали в черный шелковый мешочек и украшали черным бантом.
Впервые высокие напудренные парики входят в моду в 1710 г.
Косметика. Мужчины чернили брови, пудрили лицо, румянили щеки, подкрашивали губы, носили черные бархатные и шелковые мушки. Мушками в форме звездочек, месяца, солнца (до 5-6 шт.) украшали лицо.
Мужчины, как и женщины, полив&пи себя духами, пытаясь приглушить неприятные запахи, которыми они пропахли.
В те времена на коже часто появлялись пятна, вызванные инфекционными заболеваниями. Пятна прикрывались мушками и слоем грима. Все элементы косметики прикрывали грязь, так как люди не мылись — это считалось вредным для здоровья.
Обувь. Мужчины продолжают носить ту же обувь, что и в первой половине века, но черного цвета и с небольшими каблуками. Пряжки, украшающие обувь, становятся крупнее и форма украшений более затейлива. Материал, из которого выполняются пряжки, говорит о высоте положения владельца. Пряжки из серебра и бриллиантов — привилегия богатых; из стали, меди, латуни и кристаллов кварца — на обуви другого, менее богатого сословия.
ч^-‘V — И“у“™ “ 3"-""а Е-р°™ О