ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII в. КЛАССИЦИЗМ. УВЛЕЧЕНИЕ АНТИЧНОСТЬЮ

Вторая половина XVIII в. — время утверждения прин­ципиально нового стиля в искусстве — классицизма (классицизм от лат. classicum — образованный). Это стиле­вое направление выражалось в идее единой национальной государственности, патриотического долга. Классицизм выражал идеи революционно настроенной буржуазии. Парламентский английский строй являлся идеалом обще­ственного устройства для просветителей. Буржуазии не терпелось освободиться от пышной искусственности ари­стократического барокко.

Просветители заимствуют свои идеалы из жизни Древ­ней Греции (из античной истории), создавая естественные, простые и одновременно возвышенные формы искусства.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII в. КЛАССИЦИЗМ. УВЛЕЧЕНИЕ АНТИЧНОСТЬЮ

Рис. 49. Костюм служанки-француженки, XVIII в.

о—————————— История — костюма

Разум, порядок, дух гражданственности, простота быта древних ярко противопоставлялись распущенности двора и бесхозяйственности государственного управления. Ин­терес к античности обострил отрицательное отношение к жеманному декоративному стилю «рококо».

В середине XVIII в. классицизм торжествовал в скуль­птуре, живописи, архитектуре, возвышая и очищая чело­веческую душу.

Сын кровельщика, что было характерно для того време­ни, стал одним из самых аристократических художников и основоположником рококо в живописи. Это любимец ко­роля и мадам Помпадур — Антуан Ватто — создатель ин­тимной живописи, которого они считали придворным живописцем. Нам его картины кажутся наивными.

Идеи просвещения охватывают науку, литературу, ис­кусство, политику.

В прикладном искусстве, в мебели классицизм перво­начально еще сочетался с элементами стиля «рококо». Об­щественные вкусы переменились, и люди стали предпочи­тать строгость и сдержанность. Стиль «классицизм» упро­стил систему украшений.

На уровень других искусств поднимается музыка. Созда­ются новые музыкальные формы — фуга, симфония, сона­та. В музыке впервые звучат простые человеческие чувства.

В это время закладываются основы эстетических зна­ний как научной дисциплины.

Моды пока еще диктуются и создаются при дворе и имеют аристократический характер, прежние тенденции берут верх.

Главным завоеванием капитализма является прогресс текстильной промышленности. Наблюдается процесс рас­ширения производства тканей, что явилось следствием изобретения в конце века ткацких, прядильных станков, круглой вязальной машины и другого оборудования.

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Мужской костюм утрачивает женственность. Посте­пенно исчезают кружева, ленты, воланы.

Нижнее белье. Мужчины носят чулки, которые поддер­живались лентами и подвязывались под коленом.

Нижняя одежда. Основными частями костюма являют­ся камзол, кюлоты, фрак. Рубашка остается такой же, как и прежде, только уже становятся жабо и манжеты.

Камзол постепенно укорачивается и становится на 20 см ниже линии талии.

Кюлоты остаются по-прежнему узкими, короткими (до колена), с застежкой под коленом.

Поверх надевают английский фрак. По Европе прокати­лась волна подражания английской моде. Разновидностей фрака было несколько, но самым модным считался фрак узкий, прилегающий по бедрам, со скошенными полами, застежкой на крупные пуговицы, с небольшим стояче-от­ложным воротником, впоследствии замененным высокой стойкой, узкими рукавами.

Цвет. Цветовая гамма включает нежные оттенки зеле­ного, желтого, коричневого. Обычно камзол, кюлоты и фрак — основные части костюма, выполнялись в одном цвете; или же камзол и кюлоты — однотонные, а фрак — в тон с ними.

Часто камзол был белым, богато вышитым цветным шелком. Чулки — белые.

Ткани. Фрак шили из шелковых и бархатных тканей, богато украшенных пышной отделкой и вышивкой. В ко­стюме по-прежнему используются хлопчатобумажные, шелковые, бархатные, парчовые ткани.

Прическа. Прическа почти не меняется. Носили высо­кие парики (самые дорогие — из настоящих волос) и соб­ственные волосы, модно уложенные и обильно напудрен-

о—————————- Истории костюма

ные. Помимо муки, для напудривания париков и волос ис­пользовали рисовую муку и белый крахмал.

Волосы гладко зачесывали назад, короткие пряди зави­вали над висками в 2—3 параллельно уложенных валика; на затылке волосы стягивались в пучок и перехватывались в хвост черной ленточкой; затем заплетали в косичку, кото­рую часто прятали в черный шелковый мешочек и украша­ли черным бантом.

Впервые высокие напудренные парики входят в моду в 1710 г.

Косметика. Мужчины чернили брови, пудрили лицо, румянили щеки, подкрашивали губы, носили черные бар­хатные и шелковые мушки. Мушками в форме звездочек, месяца, солнца (до 5-6 шт.) украшали лицо.

Мужчины, как и женщины, полив&пи себя духами, пы­таясь приглушить неприятные запахи, которыми они про­пахли.

В те времена на коже часто появлялись пятна, вызван­ные инфекционными заболеваниями. Пятна прикрыва­лись мушками и слоем грима. Все элементы косметики прикрывали грязь, так как люди не мылись — это счита­лось вредным для здоровья.

Обувь. Мужчины продолжают носить ту же обувь, что и в первой половине века, но черного цвета и с небольши­ми каблуками. Пряжки, украшающие обувь, становятся крупнее и форма украшений более затейлива. Материал, из которого выполняются пряжки, говорит о высоте поло­жения владельца. Пряжки из серебра и бриллиантов — при­вилегия богатых; из стали, меди, латуни и кристаллов квар­ца — на обуви другого, менее богатого сословия.

ч^-‘V — И“у“™ “ 3"-""а Е-р°™ О

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.