Проблемы реформы женской одежды заинтересовали некоторых художников-живописцев. Они решили спроектировать новые модели женской одежды, основанные на новых принципах. X. ван де Вельде и А. Моорбюттер, протестуя против современной моды и ее диктатуры, считали, что создание формы одежды было уделом искусства. Оба художника шли к одной цели, но разными путями.
В 1902 г. X. ван де Вельде подразделил костюм женщины на три вида: домашний, для визитов и повседневный [37]. Он утверждал, что дома женщина может одеться, как ей вздумается, стремясь в то же время подчеркнуть индивидуальность своей внешности. Туалет же для визитов, наоборот, должен быть очень нейтральным, подобно мужскому костюму. Таким образом, считал автор, женщина благовоспитанная должна скрадывать изы — .сканность деликатностью силуэта. В нарядных же туалетах можно себе позволить следовать текущей моде.
А. Моорбюттер имел еще более широкие планы.[10] Он считал, что главная роль в создании моды должна принадлежать живописцу и скульптору, которые основой для проектирования имели бы какую-то художественную идею, где решающую роль играл бы цвет (ил. 17 и 18).
В 1900 г. группа известных художников-живописцев представила на выставке в Крефелде свои проекты костюмов, а их модели демонстрировали женщины, известные в светском обществе. Эти модели имели существенные технические недоработки. Выставка подтвердила, что для создания одежды необходимо знакомство с технологией пошива. Среди моделей выделились своими колористическими сочетаниями платья, спроектированные А. Моорбюттером. Несмотря на новаторские устремления автора и несомненную оригинальность моделей, они, однако, не были полностью лишены таких недостатков, как неудобное и
17. Концертное платье реформ. Проект А. Моорбюттера,
1900 г.
18. Реформированная нарядная одежда. Проект А. Моорбюттера, 190*0 г.
непрактичное расширение рукавов в виде буфов и других типичных для того времени деформаций.
Во Франции, на родине моды, также разгорелась борьба между художниками и тогдашними творцами моды. Живописцы и скульпторы создали в 1911 г. в Париже «Лигу Новой Моды», задачей которой была провозглашена борьба за независимость моды от влияния промышленных портных. Они организовали выставку, на которой показали 600 моделей. Уже эта первая выставка показала, однако, что художники не учли правил, общих для каждой моды, действительных даже для очень разных ее форм. И хорошо организованные профессиональные Дома моды быстро подавили усилия Лиги. Их влияние в конце XIX в. было столь велико, что тенденции моды, которые популяризировал театр, находили отражение даже в оформлении театральных представлений. Артистки, выступавшие в пьесах, действие которых происходило в стародавние времена, должны были надевать костюмы в соответствии с текущей модой. Так, например, Федра, Ортруда или Крумхильда выступали в кринолинах [38]. Это яркий пример того, как мода ограничивала свободу выбора и навязывала свои каноны, несмотря на то что в цервой половине XIX в. в театре появилось новое, основанное Мейненгеном направление — аутентизм, проповедующее сценографию и костюмы в стиле тех эпох, в которых происходит действие пьесы.
Однако это был последний период безоглядного диктаторства французских Домов моды, уничтожавших или заглушавших все стремления к демократичности, упрощению, рациональности и функциональности. Но подобно тому, как все более редкое пользование экипажами ликвидировало длинные, подметающие землю платья, так работа и новый образ жизни заставили отказаться от корсетов и дали полную свободу дыханию и движению. В связи с этим в 1910—1914 гг. наступили, наконец, изменения более значительные, чем в течение многих предыдущих десятилетий. Упрощение одежды коснулось не только платья и белья, но и шляп, причесок, обуви и дополнений.
В 1908 г. Поль Пуаре, один из диктаторов моды, импонируя всеобщим стремлениям, представил коллекцию моделей новых, простых форм. Этим временем датируется первая проба изменения политики «haute couture», которая начала уже считаться с мнением и требованиями общества.