В каждой исторической эпохе создаются ткани, отвечающие декоративным идеям стиля, вкуса своего времени, национальным особенностям страны, уровню технологии производства.
Цветы сливы и лотоса на шелках Китая, цветы граната на итальянском бархате эпохи Возрождения, пышные большие пионы на шелке XVII века и нежные розы репсов XVIII века — у каждого свой цвет, свой рисунок, своя фактура ткани. Средние века — эпоха сукна, XVI век — бархата и парчи, XVII — атласа и репса, тонкой шерсти, камки. Начало XIX века знаменуется гладкими белыми прозрачными тканями (кисея). Начало XX века — шифоном, крепдешином. Наше время дало совершенно новые ткани: синтетические, прорезиненные материалы, твиды, креп, дубли на поролоне, трикотаж.
Ткань можно рассматривать как летопись истории культуры, технических достижений эпохи. Ее пластические свойства (мягкость, упругость, гибкость или жесткость) обеспечивают ту или иную форму костюма. И конечно, первой заботой при передаче эскиза в работу должен быть правильный подбор современного заменителя исторической ткани.
В 1940 году автору довелось принять участие в работе над костюмами к спектаклю «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Актеры должны были драпироваться в античные плащи. И неопытному молодому художнику поручили надзор за их выполнением в мастерских. Не разобравшись в тонкостях назначения плаща и пренебрегая историческими справками, художник заказал плащи из мелоскина. Разразился скандал. Плащи оказались неподъемными настолько, что, минуя сцену, отправились прямо на склад.
О тканях и их «взаимоотношениях» с формой костюма в каждый конкретный исторический период будет рассказано в соответствующих главах.