Французская революция и последующие за ней события вызывают стремление людей к национальной независимости.
В 1804 г. Наполеон объявляет себя императором, а Францию — империей. Считая себя тонким ценителем искусства, Наполеон ставит искусство в зависимость от нового порядка и использует его как средство прославления своих военных успехов. Идеи мирового господства римлян, прославление римских императоров (римские триумфальные арки, колонны, которые воздвигнуты в честь побед римских императоров) перекликаются с захватнической политикой Наполеона. Наполеон в честь своих побед тоже воздвигает архитектурные сооружения: Вандомская колонна в Париже и др. Искусство, призванное служить пробуждению чувств свободы, на самом деле подавляет человеческое сознание своим тяжеловесным величием.
В период с 1804 г. по 1815 г. в искусстве и костюме царит стиль «ампир» (первая империя Наполеона). Особенно ярко классический стиль «ампир» проявился в архитектуре и в изобразительном искусстве.
Стиль «ампир» выражает эстетические вкусы крупной буржуазии и прославляет военные победы Наполеона. Революция сделала доступным народу искусство: Лувр — бывший королевский дворец, в 1791 г. становится музеем, куда поставляется большинство картин, висевших ранее только на стенах французских дворцов; часть дворцов превращена в музеи, которые заполняются картинами, захваченными Наполеоном по всей Европе. Народ увидел полотна Рубенса, Тициана.
Требования моды в стиле «ампир» к скульптуре доходили до смешного: даже политические деятели (в духе античных героев) изображались нагими.
Интерьеры тоже оформлялись в стиле «ампир» и носили парадный, холодно-официальный характер. В залах царит холодная величавость, которая проглядывалась в утяжеленных архитектурных деталях, в приземистых колоннах и пилястрах. Стены украшались античными орнаментами (характерные элементы орнамента — античные лавровые венки, пальмовые ветви, факелы — элементы римского декора), росписями, иногда стены затягивались тканью с вертикальным рисунком. Паркетные полы тоже орнаментировались.
Обстановка выполнялась на античный манер — прямые длинные кушетки, неудобные кресла с низкими сидениями, кровати с пологом сверху, завершали интерьер белые алебастровые вазы. Модная мебель выполнялась из красного дерева с бронзовыми накладками, а иногда мебель была светлой, лакированной, с позолотой. Обивка кресел и кушеток выполнялась из темных оттенков зеленого цвета. В интерьере не последнее место занимали бронзовые люстры и светильники. Вот такой характер был присущ интерьеру и мебели ампира Франции.
Во Франции даже начинают издаваться альбомы, которые рекламировали мебель в стиле «ампир», и распространяться в других странах Европы, привыкших подражать французской моде, несмотря на ненависть к захватнической армии Наполеона.