ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XJX в

Французская революция и последующие за ней события вызывают стремление людей к национальной независимости.

В 1804 г. Наполеон объявляет себя императором, а Францию — империей. Считая себя тонким ценителем искусства, Наполеон ставит искусство в зависимость от но­вого порядка и использует его как средство прославления своих военных успехов. Идеи мирового господства римлян, прославление римских императоров (римские триумфаль­ные арки, колонны, которые воздвигнуты в честь побед римских императоров) перекликаются с захватнической политикой Наполеона. Наполеон в честь своих побед тоже воздвигает архитектурные сооружения: Вандомская колон­на в Париже и др. Искусство, призванное служить пробуж­дению чувств свободы, на самом деле подавляет человечес­кое сознание своим тяжеловесным величием.

В период с 1804 г. по 1815 г. в искусстве и костюме ца­рит стиль «ампир» (первая империя Наполеона). Особен­но ярко классический стиль «ампир» проявился в архитек­туре и в изобразительном искусстве.

Стиль «ампир» выражает эстетические вкусы крупной буржуазии и прославляет военные победы Наполеона. Ре­волюция сделала доступным народу искусство: Лувр — бывший королевский дворец, в 1791 г. становится музеем, куда поставляется большинство картин, висевших ранее только на стенах французских дворцов; часть дворцов пре­вращена в музеи, которые заполняются картинами, захва­ченными Наполеоном по всей Европе. Народ увидел по­лотна Рубенса, Тициана.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XJX в

Требования моды в стиле «ампир» к скульптуре доходи­ли до смешного: даже политические деятели (в духе антич­ных героев) изображались нагими.

Интерьеры тоже оформлялись в стиле «ампир» и носи­ли парадный, холодно-официальный характер. В залах царит холодная величавость, которая проглядывалась в утяжеленных архитектурных деталях, в приземистых ко­лоннах и пилястрах. Стены украшались античными орна­ментами (характерные элементы орнамента — античные лавровые венки, пальмовые ветви, факелы — элементы римского декора), росписями, иногда стены затягивались тканью с вертикальным рисунком. Паркетные полы тоже орнаментировались.

Обстановка выполнялась на античный манер — прямые длинные кушетки, неудобные кресла с низкими сидения­ми, кровати с пологом сверху, завершали интерьер белые алебастровые вазы. Модная мебель выполнялась из крас­ного дерева с бронзовыми накладками, а иногда мебель была светлой, лакированной, с позолотой. Обивка кресел и кушеток выполнялась из темных оттенков зеленого цве­та. В интерьере не последнее место занимали бронзовые люстры и светильники. Вот такой характер был присущ интерьеру и мебели ампира Франции.

Во Франции даже начинают издаваться альбомы, кото­рые рекламировали мебель в стиле «ампир», и распростра­няться в других странах Европы, привыкших подражать французской моде, несмотря на ненависть к захватниче­ской армии Наполеона.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.