ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ В ПЕРИОД ПЕТРА I. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КОСТЮМА

Прогрессивные преобразования Петра I неоценимы, но они носили классовый характер.

Петр I сам неустанно овладевал новыми знаниями и требовал этого от других. Издается указ, который запреща­ет молодым дворянам жениться без наличия свидетельства об окончании школы.

В 1714 г. впервые в России, в Петербурге, открывается первая публичная библиотека. Начинает издаваться кни­га «Юности честное зеркало» о правилах хорошего тона, пользующаяся особой популярностью у молодых дворян и состоятельных горожан. В России формируется класс ин­теллигенции из числа образованных дворян, чиновников, купцов, горожан, крепостиых: художников, писателей, актеров, музыкантов.

Развитие культуры способствовало укреплению чувства национальной гордости за свою страну, любви к своей ро­дине, сплочению русского народа в единую нацию.

До XVIII в. во всех классах общества по-прежнему носи­ли традиционный русский костюм. После ряда указов о ко­стюме Петра I в России в 1700 г. происходит насильствен­ная замена русского платья на иностранное, «немецкое». Понимая важность торгового и культурного общения с Ев­ропой, Петр 1, пытаясь разбить домостроевские обычаи бо­ярства, заставляет боярских сынков учиться и работать. И одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена старинного длинного и неудоб­ного (всем своим видом подчеркивающего пренебрежение к труду) более удобной общеевропейской одеждой.

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О

Однако для внедрения в жизнь дворянского костюма и его европеизации потребовались государственные указы и многочисленные штрафы. Так, по указу Петра I 1700 г. дворянам и горожанам запрещалось ношение старого ко­стюма. Но многие горожане (особенно купеческое сосло­вие) усматривали в модных коротких кафтанах элемент неприличия. Сохранились гравюры, где солдаты насиль­но обрезают полы длинных кафтанов у бояр и купцов. С не меньшим сопротивлением была встречена и новомод­ная прическа — напудренные волосы или парик и глад- ковыбритое лицо. Многие бояре пытались откупиться от бритья бороды — они за право носить броду платили в царскую казну налог, получая особый медный знак, кото­рый так и называли «бородовой знак», удостоверяющий уплату пошлины за право носить бороду. Только новое служилое дворянство и молодежь сразу приняли нововве­дения. Для женщин переход к новому костюму был еще более сложным: привыкшие к тяжелым, скрывающим формы тела сарафанам, закрытым рубахам, всегда с по­крытой головой, они вдруг, согласно новой моде, долж­ны были одеться в декольтированные платья с плотно облегающим лифом, затянутой талией, снять косынку, надеть парик и встать на каблуки.

И все же встреченный враждебно новый костюм проч­но вошел в быт дворянства и большей части городского на­селения. Старые русские одежды пока еще носили в наро­де и в среде купечества и мещанства. Но и они уже пыта­лись вносить в традиционный русский костюм модные элементы. Дворянство тоже еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Привычка проявилась в ма­нере носить старый костюм. Женщины еще старались как можно больше прикрыть декольте, плотнее надеть на во­лосы чепчик.

О —————————————————

Отличие русского костюма петровского времени от за­падноевропейского заключалось в простоте ткани и отдел­ки. Простой и практичной одежде отдавал предпочтение и сам Петр 1, тем самым подавая пример для подражания. И только такие щеголи, как Меньшиков, осмеливаются на­девать более пышные и дорогие костюмы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.