Алина Дзеконьска-Козловска.
Развитие моды на протяжении всей истории находится в теснейшей связи с изменениями, происходящими во всех областях общественной, культурной и экономической жизни.
Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля конкретной исторической эпохи и внутри него как одна из подчиненных форм, последовательно переживая все фазы развития: зарождение, расцвет и угасание.
Женская мода XX в. не является исключением. Она, как и моды предшествующих столетий, подчинена всем законам исторического развития и отражает все особенности нашего столетня. В ее формах, пропорциях и колористическом решении нашли отражение все направления изобразительного искусства и архитектуры XX в., важнейшие культурные достижения, обычаи, привычки и психология современного человека, экономические кризисы, войны, борьба за эмансипацию, события общественной жизни, бурное развитие промышленности и общий ускоренный темп жизни.
Мы привыкли трактовать смену моды несколько легкомысленно, как нечто поверхностное. Но на самом деле это интереснейшее явление заслуживает пристального изучения и глубокого анализа, что поможет увидеть глубокий смысл происходящих е различной частотой смен моды, выделить закономерности развития, которые принесут огромную пользу не только при воспроизведении моды прошлого, по и при создании новой моды,
I также при научном прогнозировании.
Поэтому, несмотря на то что объем книги позволяет сделать лишь беглый обзор всех важнейших факторов, влияющих на жизнь моды, создаваемой прежде исключительно парижскими «■haute couture»[*], следует не забывать о них и постоянно учитывать.
Из собственных воспоминаний и рассказов людей старшего поколения мы знаем, как выглядела одежда женщин прошлого столетия, однако не всегда задаем себе вопрос, что повлияло на появление тех или иных форм в одежде.
(/гонг задуматься над теми событиями в области моды, ко — юрые произошли в довольно короткий, но полный динамики
период нескольких десятилетий XX в., значение которых было так велико, что привело к принципиальным изменениям. Корни этого процесса уходят в глубь истории. Желая уяснить, как появились в одежде функциональность, гигиеничность и простота, следует обратиться к временам Великой французской революции, а может быть, и к еще более раннему периоду и проследить, как демократизация, постепенно проникая во все формы общественных отношений, вторглась в область моды и способствовала коренному изменению женской одежды.
Важнейшим фактором, оказавшим в XX в. решающее влияние на политику Домоь мод и образование новых форм в одежде, является промышленность. Промышленное производство унифицировало многообразие форм одежды и посредством экспорта серийной продукции, быстро распространившейся по свету, получило возможность влиять на возникновение определенных обычаев и привычек в манере одеваться. При этом промышленность не уничтожила моду, а лишь ограничила ее капризы и экстравагантность.
В настоящее время все мы являемся свидетелями борьбы двух сил: парижских Домов моды, имеющих давние традиции и обширные сферы влияния, и новой, все возрастающей силы, которой, собственно, и является промышленность.
Однако интересы творцов моды, черпающих свои доходы в непосредственном проектировании новых моделей, требуют более быстрого темпа смены моды, чем интересы промышленности, которая должна иметь время на подготовку технологических процессов и сбыт произведенной продукции. Но и это противоречие стало нивелироваться главным образом после второй мировой войны, когда парижские портные, оценив преимущества массового производства и желая удержать первенство, сочли необходимым связать свою деятельность с промышленностью. В 1951 г. началось проектирование моделей для многих промышленных предприятий и образование во всем мире пунктов распродажи 41]. Эта продукция стала называться pret a porter [†].
Так как быстрая смена моды, ускоряющая частоту производственных циклов, представляет сложность для производства, то это отсутствие стабильности в моде уравновешивается одновременным введением нескольких новых силуэтов и сохранением наиболее распространенных благодаря удобству и эстетической пригодности силуэтов, отвечающих запросам различных групп потребителем. (В этом и заключается принципиальное пгличие моды наших дней от безапелляционного диктата моды прошлых веков.) Промышленность же откликнулась на необходимость смены моды, подразделив свою продукцию на малосерийную и массовую в зависимости как от запросов потребителей, так и от определенных отбора и трансформации элементов, вводимых в моду «великими портными».
Необходимо подчеркнуть, что и общество иначе, чем раньше, относится к изменениям, происходящим в моде. Если пр’ежде неоднократно возникала необходимость либо вести открытую борьбу с канонами моды, либо подчиняться им беспрекословно, то теперь безо всяких неприятных последствий общество принимает в моде только те формы, которые наиболее приемлемы.
Целью этой публикации, возникшей на основе целого ряда подготовительных работ, сделанных мною в «Jnstytucie Wzor — nictwa Przemystowego» (Институте промышленных образцов), является демонстрация последовательных изменений, которым подверглись формы и линии силуэтов женской одежды в XX в. Главный акцент сделан на исследовании закономерностей смены моды и логике развития форм, а также на выявлении принципов пластической композиции силуэтов женской одежды.
Сфера анализа охватывает годы, в которые сложились все основные формы современной одежды. Исследуемый материал еще существовал либо оставил после себя обширную документацию. За основу для рассуждений взяты модные тенденции, рождающиеся в Париже, и их отзвуки в Польше, а также в других странах Европы и Америки.
Исследование опирается прежде всего на «вещественные источники» — различного рода документы: архивные фотографии, портреты современных живописцев, рисунки или фотографии из современных журналов, подлинные образцы тканей п т. д.[‡]. Этот материал позволяет узнать, какую одежду носили и действительности. «Направляющим источником» были зарубежные и отечественные журналы мод и периодические издания, демонстрирующие модную тенденцию, не всегда, однако, принимаемую полностью.
Третьим источником были работы в области костюмологии п истории искусства, а также мемуары, однако к почерпнутым п них сведениям следует относиться очень осторожно, так как часто эти сведения носят субъективный характер.
Книга иллюстрирована подлинными архивными материалами, не искаженными современным стилем рисунка. Исполь — кшались также архивные фотографии артистов театра, кино и варьете, которые всегда были в авангарде моды. Однако, помня о том, что артисты вводили в жизнь новые формы одежды, не всегда впоследствии принимаемые обществом, следует учесть, что фотографии эти служили основным материалом лишь при первоначальных исследованиях, а затем, при дальнейшей работе над книгой, были использованы для иллюстрации уже установленных форм. Эти фотографии служат как «направляющим», так и «вещественным» источником.
Принятое в работе разделение на периоды развития моды XX в. лишь приближенно отражает характерные черты стиля и возникло при выделении способов кроя одежды. Периоды эти то длиннее, то короче в зависимости от темпа смены моды. Нужно, однако, отметить, что принятое разделение является лишь теоретическим, так как новые формы появляются в общих чертах в период наивысшего расцвета предыдущих форм и существуют некоторое время параллельно с ними. Об этом верно говорит Анджей Банах в книге «О моде XIX века»: «…Мы живем зачастую в интерьерах, оборудованных когда-то, обычно во времена начтего детства, нашими родителями. Сидим за столом, который старше, чем наш костюм…».
{Несмотря на некоторую теоретичность подразделения на периоды, в большинстве случаев, однако, можно выделить переломные годы. Это преимущественно годы, в которые принципиально изменялась политика Домов мод, а также годы больших политических и экономических изменений. [«Потому что мода,— как пишет Жиру,— является не только самым абсурдным капризом, но и маленькой волной, прорвавшейся сквозь большие волны, которые потрясают мир.. ,х[2].
Разделение XX в на периоды господства той или иной моды, представленное в конце книги [3], соответствует в основном разделению, предложенному в публикациях французских, английских, немецких, итальянских и датских авторов, которые частично касались этого вопроса [4].