Мода 50-60-х гг. была безвкусной и экстравагантной. Вся Европа бурно увлекалась театром. В это время открываются казино, игорные дома, рестораны. Очень модным считалось посещать эти заведения. Расцветает строительство железных дорог, в связи с чем появляется увлечение путешествием. Значит, в моде появляются дорожные костюмы, купальные костюмы.
Образцом женской одежды явился костюм времен маркизы Помпадур.
Нижнее белье. Носили просторную короткую сорочку (до колен), без рукавов, украшенную кружевом по горловине и проймам.
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
До сих пор женщины носили только белые чулки, которые закреплялись пол коленом, теперь же в молу входят черные чулки.
Сорочка заправлялась в длинные (чуть ниже колена), с открытым спереди гульфиком панталоны. Штанины панталон понизу украшались кружевом.
Сверху всех этих одежд надевался корсет из китового уса. который затягивал талию и подпирал грудь. Корсет спереди застегивался па петли, а сзади туго затягивали шнуровкой.
Ранее для придания пышности юбке вниз надевали накрахмаленные юбки, иногда по нескольку штук. Теперь же нижние юбки заменяются каркасом из гибких металлических обручей. Этот каркас назывался кринолин. Еще кринолин — это стеганая волосяная юбка. Кринолин — новый каркас, и, не в пример прежним, он был оченьлегким. Поверх кринолина надевались две нижние юбки. Первая была скромной, иногда она украшалась кружевом или вышивкой, или другими способами. Вторая нижняя юбка была богаче украшена, чем первая. Нижние юбки постепенно исчезают, а искусственный кринолин вырабатывается машинами. Создателем кринолина был англичанин Чарлз Фредерик Ворт, который и основал первый дом моделей.
Нижняя одежда. Силуэт женского костюма характеризуется естественной линией талии, заниженной линией плеч, увеличенной линией бедер.
Женщины нося г платье с узким лифом па корсете. Лиф повседневного платья был глухим, бального — глубоко декольтированным.
Рукава сузились. Рукава повседневного платья были расширены книзу длиной до локтя. Под такой рукав пристегивали или подшивали нижний белый рукавчик на манжете. Эти нижние рукава были видны из-под верхнего платья. Они легко снимались, что было удобным для стирки. У бальных платьев рукавов обычно не было.
Молодые девушки носили несколько укороченные юбки.
В 60-е гг. круглый каркас приобретает овальную форму, немного вытягиваясь назад.
Верхняя одежда. Женщины носили различные кофты — жилеты, шали, накидки, мантильи (иногда подбитые мехом), пелерины.
Цвета. В моде были очень яркие тона: красные, анилиново-розовые, лиловые. Один из современников так говорил о кричащих тонах платья: «Одного упоминания о них было достаточно, чтобы привести в ярость всех быков Андалузии».
Ткани. В моде были самые разнообразные ткани: шелка различной выработки, атлас, репс, тюль, шерсть, бархат, парча.
Нижнее белье шилось из хлопчатобумажных тканей.
Головной убор. Женщины носили маленькие шляпки из шелка, которые завязывались лентами у подбородка. В летнее время носили шляпки из флорентийской соломки.
Позже, в 60-е гг., появляются женские треуголки, украшенные перьями.
Прическа. Волосы, разделенные прямым пробором, укладывались сзади в специальный мешочек. Женщины носили прическу из пышного шиньона.
В 60-х гг. надо лбом волосы закручивали в два валика, остальные волосы, тоже закрученные в локоны, спускались на плечи и спину.
Украшения. Платья украшались растительным орнаментом, искусственными цветами, вышивками, тесьмой, бахромой, нашивками из шелка и бархата.
Шляпки отделывались цветами и лентами.
В моду возвращаются брошки, серьги, цепочки с кулонами, отделанными эмалыо; браслеты; кольца.
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
Дополнения. У женщин модным дополнением был лорнет, а также сумочка, шаль, зонтик, на который опираются при ходьбе, перчатки.
Обувь. Носили туфли и ботинки на шнурках. Вся обувь 60-х гг. была на низком каблуке и с квадратным носком.