Женский костюм был прямой противоположностью строгому темному мужскому костюму. Он был по-прежнему изящным, легким. В эти годы проводились конкурсы на самое легкое платье. Платье победительницы конкурса весило 200 г.
Появляются платья по назначению: бальное, променад — ное, домашнее.
Нижняя одежда. Дамы носили платье с глубоким декольте. В повседневном платье декольте прикрывалось кружевной косынкой.
Юбка нарядного платья ниспадала длинными мягкими складками, переходящими в небольшой шлейф. Богато присборенная юбка спереди придерживалась рукой, и ножка обнажалась чуть выше щиколотки.
Рукава короткие в виде небольшого буфа.
Платье подпоясывалось под грудью, украшалось многочисленными воланами по рукавам и нижнему краю юбки.
Верхняя одежда. Верхних одежд женщины не носили. Они умело драпировались и закутывались шалью (иногда перекрещивающейся на груди и завязывающейся сзади) и шарфами.
Но к началу XIX в. от англичан перенимают спенсер (как помните — короткая курточка с длинными рукавами), украшенный оборками. Но понятно, что эта курточка сильно не согреет, и поэтому именно в это время говорили, что «нельзя быть модницей, не имея экипажа».
Цвета. Костюм был светлым и легким, придавал женщине впечатление воздушности.
Ткани. Легкие, воздушные.
Головной убор. Носили огромные чепцы, украшенные множеством лент, а иногда и клювообразным козырьком.
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
Прическа. Пудра уходит из женских причесок. Увеличивается объем прически за счет сильно завитых волос.
Украшения. Женщины использовали множество украшений: камеи, пояса. Рукав над локтем закапчивался золотым браслетом.
Дополнения. В руках женщины держали четки белого или телесного цвета.
Обувь. Обувью служили мягкие туфли без каблуков, признаком хорошего тона считалась у женщины легкая плавная походка, которая могла быть только благодаря мягким туфлям.
Только в конце XIX в. в моду входит каблук.
Прогрессивные моды, помимо Франции, распространяются и в других странах Европы.