Само слово Рим в древнем мире ассоциировалось с величием и славой, воинской доблестью и богатством. Со всего света устремлялось в Рим бесчисленное множество иноземцев-путешественников, ученых, художников, попов и искателей сокровищ. Недаром возникла поговорка:
«Все дороги ведут в Рим». Рим в период своего расцвета получил название «вечный город».
Рим — центр великой державы, с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на крепком фундаменте из камня. В Риме сооружена главная подземная канализационная труба — великая клоака, которая служит «вечному городу» и по сегодняшний день. Свежая вода подавалась в город с холмов по акведукам, из которых она текла по свинцовым трубам, которые вели к уличным фонтанам, подавалась в дома.
Римляне, они и сами это признавали, были людьми
практичными.
Римская культура формировалась и крепла, впитывая самые различные веяния, но прежде всего греческие. Греки были изумительно одаренным народом.
Война" неотъемлемая часть римского образа жизни. Войны постоянны, периоды мира редки и кратки. Римское государств о — могущественная рабовладельческая держава, изнутри раздираемая жестокой борьбой за власть между
аристократами.
Мифы (повествования о богах) у римлян не получили такого развития, как у греков, уступив место историческим преданиям, а особенно истории римских войн.
Римская религия отличалась своеобразием. Большая роль отводится, божествам, как покровителям домашнего очага.
Для знакомства с греческой культурой большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов статуй и картин. Эти произведения выставлялись в храмах и на городских площадях и служили образцами для римских мастеров. Многочисленные ряды деятелей римской культуры пополнялись за счет образованных рабов-греков и рабов других завоеванных стран. Итак, поэты, философы, юристы, ораторы, художники, архитекторы, врачи, учителя в подавляющем большинстве были римлянами.
Молодые аристократы усваивали все науки, преподаваемые в Греции, и это считалось обязательным.
В Риме формируется латинский литературный язык. Наивысшего развития достигает искусство политического и судебного красноречия — риторика. Всему миру известны имена: Гай Юлий Цезарь, прославившийся своими историческими произведениями; Марк Тулий Цицерон — известный оратор и писатель, изложивший основы учения Платона; Тит Лукреций Кар — выдающийся мыслитель — материалист, писавший о происхождении вселенной без вмешательства богов.
Создается новый литературный жанр чисто римского происхождения — сатира.
Неправильно думать, что римляне все переняли у греков, не создав ничего своего. Своей прямоугольной формой и использованием портиков римские храмы напоминали греческие, но воздвигались на подиумах — прямоугольных платформах с лестницей, и были куда грандиознее. В строительстве тогда использовали главным образом мягкий вулканический туф. Мрамор и обоженный кирпич стали использовать позднее. Римские строители изобрели новый строительный материал — бетон, что преобразовало всю античную архитектуру. Сооружаются здания общественного назначения: храмы, ипподромы, амфитеатры, бани, базилики’, первый театр на 1700 мест.
Также строились загородные виллы и роскошные особняки для богатых римлян и многоэтажные жилые дома для бедноты. Улицы были вымощены камнем и для поддержания чистоты строились со сточными канавами.
Великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров, украшались площади и центральные улицы города.
‘ Базилика — здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций, народных собраний.
История костюма
2. МУЖСКОЙ костюм
В Риме были более суровые климатические условия, нежели в Греции, что требовало сравнительно теплых и закрытых одежд. Римский костюм не позволял быстро двигаться, исключение составлял костюм военного. Верхом изящества считались размеренность в движениях, даже некоторая театральность в поведении; медлительность в походке; безукоризненность в костюме.
Эстетический идеал. Римляне — суровые, мужественные, физически сильные, выносливые, легко приспосабливающиеся люди. Основными чертами эстетического иде&ча являются строгость и простота во всем. Культа прекрасного человеческого тела не существовало.
Нижняя одежда. Нижней (позже она стала и домашней) одеждой римлян была туника. По покрою она была сходна с греческим хитоном. Туника представляла собой рубаху с круглым или квадратным вырезом горловины с рукавами различной длины, а иногда и без них. Туники различались подлине и ширине изделия, а также длиной и шириной рукавов. Неширокая туника длиной до икр и с короткими рукавами подвязывалась поясом — это классический вариант (рис. 15).
Туника представляла накладной вид одежды: она сшивалась по плечам и надевалась через голову.
Принадлежностью высших должностных лиц была туника с широкой полосой посередине на груди и спине. Такая туника была длиннее обычной, и носили ее сенаторы. Всадники носили тунику с одной или двумя узкими вертикальными полосами — юшвусами, спускавшимися по всей длине полотнища.
В непогоду и холодное время года римляне надевали не одну тунику, а несколько. Даже неприличным считалось появляться на улице в одной тунике. Известно, что импе-
ратор Август носил сразу четыре туники. Количество надеваемых туник говорило о материальном достатке владельца.
Рис. 15. Туника — нижняя одежда древних римлян |
Верхняя одежда. Тога — национальная одежда Римской империи, которая являлась тяжелой верхней одеждой. Тога — не просто одежда, она еще являлась и символом зрелости: надевая тогу, молодой человек получал права римского гражданина. «Владыки мира — народ, одетый в тоги», — писал римский поэт Вергилий. Она (рис. 16) — это еще и символ принадлежности к Римской империи. Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. Тога являлась официальной одеждой, ношение которой вменялось в обязанность. Об образовании и культуре владельца судили по сложной драпировке тоги. Тога — кусок ткани (6 х 1,8) прямоугольной, полукруглой или эллипсовидной формы, складывающийся вдвое и окутывающий фигуру. Судя по размерам, драпироваться в
нее было непростым занятием, поэтому эту работу обычно выполняли рабы. Таким же важным предметом обучения, как и риторика, был способ ношения тоги. Занимаясь своим туалетом и отрабатывая величественные и плавные позы и жесты, римляне, бывало, не один час проводили перед зеркалом. По четыре часа у зеркала проводил перед выступлением известный в свое время оратор Гортензий. Величественная, но неудобная, стесняющая движения тога в дальнейшем сохраняется только как парадный (гражданский) костюм, а повседневной становится легкий плащ, близкий к греческой хламиде, — лацерна.
Способов драпировки тоги было несколько, вот один из них: сначала тога складывается таким образом, чтобы верхняя ее часть была уже нижней. Потом на левое плечо со спины набрасывали такую часть ткани, чтобы край ее спускался до пола. Таким образом получались закрытыми левое плечо и левая часть всей фигуры. Оставшуюся сзади ткань, закрывая спину, пропускали под правой рукой вперед. Сбоку под рукой, где-то па уровне талии, тогу перекручивали внутренней стороной наверх. В результате получался жгут, который носил название балте — ус. Его крепили к поясу туники. Далее тогу укладывали в красивые полукруглые складки, спуская их до уровня коленей. Остаток ткани опять через левое плечо перебрасывали таким образом, чтобы ее конец, закрывая левую руку, был спущенным почти до земли. Для придания красивой и устойчивой формы складкам по краю тоги зашивали кусочки свинца. В заключение первый левый конец тоги подтягивали вверх, свешивая его полукруглой складкой над ранее уложенными.
Можно себе представить, насколько трудоемким и утомительным был процесс драпировки. Итак, неудивительно, что в дальнейшем предпочтение отдается лацерне.
о———————- История костюма
Лацерна — плащ длиной до колен, прямоугольной формы, складывающийся у шеи.
Цвета. Красота тоги заключалась в ее белизне. Парадным и почитаемым цветом был белый. Но в костюмах часто сочетались яркие ткани: пурпурные, коричневые, желтые, фиолетовые, красные. Выражением души ее владельца была туника. Так, страдание символизировала туника оранжевого цвета. На груди сенатора была очень широкая полоса красного цвета.
Ткани. Ткани вырабатывались вручную. Одежды изготавливались из шерсти и полотна. Позже с Востока в Рим завезли дорогие восточные шелка (фунт шелка приравнивался по стоимости к фунту золота). Шелк был очень тонким и прозрачным. Наряду с шелком в одежде использовали и плотные тяжелые ткани — парчу, что в дальнейшем приводит к переходу от драпированной к накладной одежде.
Головной убор. Мужчины носили головные уборы подобные греческим. Также носили фригийский колпак и соломенные шляпы.
Рис. 17. Прическа молодого римлянина |
Прическа. Прическа была очень простой. Голову часто брили или делали прически из коротко остриженных гладких волос с челкой надо лбом (рис. 17). Бороды и усов римляне не носили. Но, следуя примеру императоров, оставляющих бороду и усы, некоторые начинают отращивать усы и бороду, чаще — это более зрелые люди. Небольшие бородки и волосы завивали (рис. 18).
Косметика. Уходу за телом и внешним видом уделялось огромное внимание. Возможные косметические средства применялись ежедневно. Использовались кре-
Рис. 18. Модная завивка волос и бороды в Древнем Риме
мы, душистые масла. Косметика сочеталась с общей гигиеной тела. Большой популярностью у мужчин и женщин пользовались бани-термы, где купались ежедневно. Раньше намыливались специально выращиваемым «мыльным деревом» и натирались песком, теперь же в Риме изобретено из золы и козьего сала первое полужидкое мыло. В банях помимо купания еще делали и массаж. Это были даже не бани, а специальные клубы, куда ходили, чтобы услышать последние новости, поучаствовать в дискуссиях на разные темы. При банях были библиотеки, залы для занятий спортом. Баня — одно из любимых развлечений римлян, тем более что цена на входной билет в бани была низкой.
Украшения. Украшениями служили: круглые декоративные медальоны; изящные пряжки; на четвертый палец левой руки надевали перстень. Мужчины носили венки из живых листьев и цветов, на время пиршества водружали на голову венки из фиалок и плюща; полководцы-триумфаторы носили золотые венки.
Обувь. Свободные римляне носили сандалии на толстой кожаной подошве с задниками на шнурках (рис. 19)
и из цветной кожи полусапоги, которые украшались золотыми и серебряными бляшками (рис. 20). Обувь отличала свободного римлянина от раба.
Рис. 19. Древнеримские сандалии на толстой подошве с задниками на шнурках |
Вообще, верхом неприличия считалось снимать обувь даже дома. Так что обувь — неотъемлемая часть одежды всякого порядочного римлянина.
Одежда была строгой, свободной, простой, изящной за счет драпировки.
Рис. 20. Полусапожки из цветной кожи знатного римлянина |
Эстетический идеал. Римской матроне должны были быть присущи плавность движений, монументальность, а главное — величественность. Она покоряла округлостью плеч, широкими бедрами, плоской грудью, золотистыми волосами. Культ величия становился на первое место, культа красоты не существовало.
Нижняя одежда. Нижняя одежда римлянок состояла из двух платьев:
• Первое — нижнее — туника (рис. 21): длинная и широкая с рукавами или без них. Она являлась нижней рубашкой и домашней
одеждой. В день венчания девушки надевали узкую тупику. Туника опоясывалась поясом.
• Второе — верхнее — стола: с густой плиссированной широкой оборкой по низу. Столу носили только знатные женщины. В случае, если туника не имела рукавов, стола обязательно должна была быть с очень длинными рукавами, и наоборот. Стола была опоясана под грудью. Верхом неприличия считалось появление в обществе без столы.
Верхняя одежда. Привилегией свободных римлянок была верхняя одежда (плащ) — палпа (рис. 22). Его иногда надевали сразу на тунику. На праздниках голову покрывали краем паллы, укрепляя ее фибулой. В этом случае пал^а опоясывалась.
Простые женщины носили мужской плащ — пенулу.
Цвета. В костюме преобладали яркие цвета: коричневый, золотисто-желтый, голубой с серым, светло-лиловый с желтым, розовато-сиреневый.
Ткани. Ткани изготавливались вручную из льна и овечьей шерсти. С Востока завозят дорогие тонкие и прозрачные шелка и более плотную и тяжелую парчу, что в дальнейшем явится причиной перехода от драпированной к накладной одежде.
Головной убор. Женщины, как уже говорилось, покрывали головы краем паллы или вуалью от солнца и дождя.
Прическа. В Риме высоко ценили светлые золотистые волосы. Секрет изготовления обесцвечивающего средства для волос не сохранился и до сих пор не разгадан. Кому не хватало своих волос — использовали парики.
В моду вошла завивка, да еще и с начесом, но истинно римскими являлись прически на каркасе. Прически были замысловатыми.
В римских банях рабы — виртуозы-мастера — соревновались в изобретательности, выполняя сложные прически.
Рис 21. Туника — нижняя Рис. 22. Палла — плащ, одежда римлянки верхняя одежда свободных
римлянок
Часть II. Античный костюм —————————- О
Мастера Древнего Рима определили свой стиль. Прически от греческих отличались лаконичностью, сжатостью и разнообразием. Изобретательности в плетении волос можно было только позавидовать.
Вот некоторые прически:
1. Волосы, гладко причесанные с прямым пробором, заплетают в мелкие косы и укладывают на затылке.
2. Надолбом укреплялся веерообразный каркас, подобно русскому кокошнику (рис. 23). Сверху на каркас ровными рядами укладывали локоны. Оставшиеся волосы в виде «корзиночки» укладывали на затылке.
Косметика. Косметические средства использовались в большом количестве: душистые масла, эссенции для высвечивания волос, пудра, крем, тушь, губная помада, румяна, мыло.
Рабынь, занимающихся украшением лица и тела, называли cosmet.
Еще с древних времен известно о существовании косметики двух видов:
• косметика, призванная сохранять красоту;
• косметика, способная маскировать недостатки.
Закат гигиены и косметики наступает с закатом Римской империи.
Украшения. Знатные женщины носили серьги, диадемы, низко надвинутые и обрамляющие лоб, золотые кольца, жемчуг, браслеты. Бедные женщины покрывали голову накидкой. Ткань для одежды украшалась вышивкой, бахромой, жемчугом, драгоценными камнями, золотыми ювелирными изделиями.
Дополнения. Грудь и талию туго стягивали плотной тканью (типа корсета) под туникой, пытаясь придать фигуре стройность.
Широко использовались опахала, веера, изготовленные из перьев (чаще из павлиньих).
В руках часто держали приятно освежающий (по их мнению) руки небольшой янтарный шар.
Рис. 23. Сложная женская прическа на каркасе и с «корзиночкой» |
Обувь. Женщины носили сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Обувь украшалась металлическими бляшками и вышивкой.