КОСТЮМ КИЕВСКОЙ РУСИ

Одежда русов и славян из полотна.

Гардизи, арабский писатель X в.

На Руси после принятия христианства (X в.) распрост­раняются свободные, но не очень широкие (не притален­ные), длинные одежды. Однако даже княжеские костюмы не были такими длинными, как в Византии. Силуэт одежд был очень прост. Характерные черты костюма Киевской Руси — статичность, неподвижность.

В это время преобладают глухие накидные одежды с небольшими разрезами спереди. Одежды были теплыми за счет меховой подкладки.

КОСТЮМ КИЕВСКОЙ РУСИ

Классовые различия в одежде проявлялись в качестве тканей и богатстве украшений.

Самобытность русского костюма обусловлена суровы­ми климатическими условиями (рис. 31).

КОСТЮМ КИЕВСКОЙ РУСИ

Рис. 31. Одежда времен Киевской Руси

Часть III. Искусство и костюм средних веков

5. МУЖСКОЙ костюм

Они соблюдают чистоту своих одежд, их

МУЖЧИНЫ НОСЯТ ЗОЛОТЫЕ БРАСЛЕТЫ.

Ростом ОНИ ВЫСОКИ, КРАСИВЫ СОБОЙ…

Ибп-Русте, арабский писатель IX в.

Все они имели свои обычаи и законы

СВОИХ ОТЦОВ, И КАЖДЫЙ — СВОЙ НРАВ.

«Повесть временных лет», XII в.

Эстетический идеал. Мужской облик ассоциировался с обликом богатырей: мужественный красивый человек с красивой прямой посадкой головы, энергичным подбо­родком, жемчужными зубами, тонко очерченным носом, широким покатым лбом.

Взор его был ясным и открытым, держался он с досто­инством, ходил твердой поступью, речь его была внятной и не было равных ему в силе и мужестве.

Нижняя одежда. Основой костюма была рубаха. Иног­да она являлась сразу и верхней одеждой. Знать носила по две нижних рубахи.

• Первая — нижняя — прямого покроя. Рукава рубаш­ки были длинными и широкими. Ворот рубахи вырезался по шее и спереди имел небольшой надрез. Этот надрез за­вязывался шнуром или застегивался на костяную, деревян­ную или медную пуговицу. Слева рубаха не заправлялась в штаны и носилась навыпуск. Длина рубахи доходила до се­редины колен, а иногда и ниже (цв. ил. 3).

• Вторая — верхняя — более богатая; прямая, но с вшитыми в бока клинообразными вставками, без воротни­ка. В то время ширина ткани (от 32 до 60 см) не позволяла

выкраивать рубаху из двух частей. По швам проходили де­коративные красные канты.

В особо торжественных случаях украшением рубашки являлся воротник — круглый, неширокий, лежащий на плечах вокруг шеи и сзади застегивающийся на пуговицу. Воротник можно было использовать и в других одеждах. Рубаху носили навыпуск и стягивали наталии нешироким поясом.

Неотъемлемой частью мужского костюма являлись порты. Эта часть нижней одежды была принадлежностью и богатых и бедных людей. Порты — неширокие, длинные до щиколотки и сужающиеся книзу штаны. На поясе пор­ты подвязывались шнурком — гашником. Порты заправля­лись в сапоги, иногда их обертывали онучами* и обували лапти.

Верхняя одежда. Поверх рубах мужчины надевали свиту.

Свита (киевский кафтан) — прямая, расширяющаяся книзу за счет боковых клиньев, нераспашная одежда. Сви­та надевалась через голову и была неприталенной. Она была различной длины, всегда прикрывающей колени, но не длиннее, чем до икр; с узкими длинными рукавами; от­делывалась петлицами и опоясывалась поясом из широко­го и длинного куска материала.

Зимой мужчины носили безрукавку из меха с нашиты­ми металлическими кольцами и бляхами. Распространен­ной одеждой был кожух — меховая шуба мехом внутрь.

Одеждой знати был плащ-корзно. Корзпо — небольшой византийско-римский плащ, напоминающий античную хламиду округлой или прямоугольной формы. Плащ на­брасывался на оба плеча и под шеей крепился фибулой или же накидывался на одно левое плечо, а на правом застеги­вался фибулой, цепью, пряжкой, ремнем. Колени прикры­вались свисающими концами плаща.

‘Онучи — узкие, длиной до двух метров отрезы ткани.

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

Цвета. Шили одежды из тканей белого, синего, красно­го, зеленого цвета и вышивали и оторачивали полосой тка­ни контрастного цвета. Например, штаны шили из белой и полосатой ткани; плащ-корзно — синий, отороченный золотой каймой, на красной подкладке.

Ткани. Самыми распространенными тканями были: лен, шерсть. Ткани были разными по качеству. Так, знать шила корзно из тяжелого шелка, плащ горожанина — из шерстяной неотбеленной ткани.

Для зимних и парадных верхних одежд (шапок и шуб) использовали мех как утепляющую подкладку.

До XVII в. крупного ткацкого производства на Руси не было. В Киевскую Русь ткани высоких сортов привозили с Востока — из Китая, Византии, Ирана.

Головной убор. Головные уборы были разнообразны. Во­обще, начиная с XI в. головной убор становится неотъемле­мой частью и простого, и богатого костюма. В зимнее вре­мя носили меховые шапки-треух, колпак. Все виды ша­пок — это различные варианты колпаков. Шапки были высокими и низкими, с околышами или без. Крестьяне надевали круглые колпаки из грубого сукна, кожи, войло­ка с узкой меховой опушкой. В другое время года богатые люди носили колпаки из тонкого сукна или бархата, бед­ные — тканый войлочный и кожаный колпаки.

Прическа. Прически, как и головные уборы, были раз­личны. Наиболее распространенной была стрижка полу­кругом «в скобку». Волосы были пышными и красивыми. Мужчины носили окладистую* бороду и усы.

Украшения. Украшали узором разрезы, оплечья, ворот, манжеты и подол рубахи. Тканые узоры выполнялись из разноцветной пряжи. Широко распространена была вы­шивка жемчугом. Геометрический рисунок вышивки — наиболее характерен для костюма Киевской Руси: круг — ‘Окладистая борода — широкая, густая борода, начинающаяся от висков.

символ солнца, квадрат — сиярол земной силы, дерево — источник жизни. Круг — оберег, поэтому рождающийся из стежков и крестиков орнамент-оберег призван был за­щитить человека от злых сил и тем самым призвать на по­мощь добрые силы. Верилось, что через проемы, отвер­стия в одежде способны подобраться всевозможные «злыдни», поэтому все проемы и отверстия покрывали узором.

В качестве украшений использовались булавки-фибулы для крепления одежды.

Воротник-«ожерелье» богато украшался драгоценными камнями, крупным золотым узором, на золотой шелковой основе, четким и крупным узором вышитым жемчугом.

Мужчины носили браслеты, серьги, шейные украшения.

Дополнения. Обязательной частью костюма считается пояс, или ремень. Ремень был снабжен пряжкой, а иногда и набором бляшек. К ремню на шнурке подвешивали ору­жие, мешочек с огнивом, кошелек-калиту, нож, множество амулетов и оберегов: ключ — помогает сохранить и приум­ножить добро; ложка — символ благополучия и сытости; конь — символ добра; гребень оберегал от болезней; ког­ти и зубы хищников ограждали от зла. Мужчины носили рукавицы.

Обувь. Ноги ниже колен обвивали онучами-портянками и заправляли в кожаные сапоги на мягкой, позже на жест­кой подошве или обували в лапти, плетенные из веревок, лыка, бересты (опятьже их надевали на онучи). Сапоги са­пожники шили на заказ.

Также носили обувь из кожи (иногда и свиной), что-то наподобие шапочек, с одним швом на пятке или носке — поршни. Поршни закреплялись на ноге веревками или ремнями.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.