Одежда русов и славян из полотна.
Гардизи, арабский писатель X в.
На Руси после принятия христианства (X в.) распространяются свободные, но не очень широкие (не приталенные), длинные одежды. Однако даже княжеские костюмы не были такими длинными, как в Византии. Силуэт одежд был очень прост. Характерные черты костюма Киевской Руси — статичность, неподвижность.
В это время преобладают глухие накидные одежды с небольшими разрезами спереди. Одежды были теплыми за счет меховой подкладки.
Классовые различия в одежде проявлялись в качестве тканей и богатстве украшений.
Самобытность русского костюма обусловлена суровыми климатическими условиями (рис. 31).
Рис. 31. Одежда времен Киевской Руси |
Часть III. Искусство и костюм средних веков
5. МУЖСКОЙ костюм
Они соблюдают чистоту своих одежд, их
МУЖЧИНЫ НОСЯТ ЗОЛОТЫЕ БРАСЛЕТЫ.
Ростом ОНИ ВЫСОКИ, КРАСИВЫ СОБОЙ…
Ибп-Русте, арабский писатель IX в.
Все они имели свои обычаи и законы
СВОИХ ОТЦОВ, И КАЖДЫЙ — СВОЙ НРАВ.
«Повесть временных лет», XII в.
Эстетический идеал. Мужской облик ассоциировался с обликом богатырей: мужественный красивый человек с красивой прямой посадкой головы, энергичным подбородком, жемчужными зубами, тонко очерченным носом, широким покатым лбом.
Взор его был ясным и открытым, держался он с достоинством, ходил твердой поступью, речь его была внятной и не было равных ему в силе и мужестве.
Нижняя одежда. Основой костюма была рубаха. Иногда она являлась сразу и верхней одеждой. Знать носила по две нижних рубахи.
• Первая — нижняя — прямого покроя. Рукава рубашки были длинными и широкими. Ворот рубахи вырезался по шее и спереди имел небольшой надрез. Этот надрез завязывался шнуром или застегивался на костяную, деревянную или медную пуговицу. Слева рубаха не заправлялась в штаны и носилась навыпуск. Длина рубахи доходила до середины колен, а иногда и ниже (цв. ил. 3).
• Вторая — верхняя — более богатая; прямая, но с вшитыми в бока клинообразными вставками, без воротника. В то время ширина ткани (от 32 до 60 см) не позволяла
выкраивать рубаху из двух частей. По швам проходили декоративные красные канты.
В особо торжественных случаях украшением рубашки являлся воротник — круглый, неширокий, лежащий на плечах вокруг шеи и сзади застегивающийся на пуговицу. Воротник можно было использовать и в других одеждах. Рубаху носили навыпуск и стягивали наталии нешироким поясом.
Неотъемлемой частью мужского костюма являлись порты. Эта часть нижней одежды была принадлежностью и богатых и бедных людей. Порты — неширокие, длинные до щиколотки и сужающиеся книзу штаны. На поясе порты подвязывались шнурком — гашником. Порты заправлялись в сапоги, иногда их обертывали онучами* и обували лапти.
Верхняя одежда. Поверх рубах мужчины надевали свиту.
Свита (киевский кафтан) — прямая, расширяющаяся книзу за счет боковых клиньев, нераспашная одежда. Свита надевалась через голову и была неприталенной. Она была различной длины, всегда прикрывающей колени, но не длиннее, чем до икр; с узкими длинными рукавами; отделывалась петлицами и опоясывалась поясом из широкого и длинного куска материала.
Зимой мужчины носили безрукавку из меха с нашитыми металлическими кольцами и бляхами. Распространенной одеждой был кожух — меховая шуба мехом внутрь.
Одеждой знати был плащ-корзно. Корзпо — небольшой византийско-римский плащ, напоминающий античную хламиду округлой или прямоугольной формы. Плащ набрасывался на оба плеча и под шеей крепился фибулой или же накидывался на одно левое плечо, а на правом застегивался фибулой, цепью, пряжкой, ремнем. Колени прикрывались свисающими концами плаща.
‘Онучи — узкие, длиной до двух метров отрезы ткани.
Часть III. Искусство и костюм средних веков — О
Цвета. Шили одежды из тканей белого, синего, красного, зеленого цвета и вышивали и оторачивали полосой ткани контрастного цвета. Например, штаны шили из белой и полосатой ткани; плащ-корзно — синий, отороченный золотой каймой, на красной подкладке.
Ткани. Самыми распространенными тканями были: лен, шерсть. Ткани были разными по качеству. Так, знать шила корзно из тяжелого шелка, плащ горожанина — из шерстяной неотбеленной ткани.
Для зимних и парадных верхних одежд (шапок и шуб) использовали мех как утепляющую подкладку.
До XVII в. крупного ткацкого производства на Руси не было. В Киевскую Русь ткани высоких сортов привозили с Востока — из Китая, Византии, Ирана.
Головной убор. Головные уборы были разнообразны. Вообще, начиная с XI в. головной убор становится неотъемлемой частью и простого, и богатого костюма. В зимнее время носили меховые шапки-треух, колпак. Все виды шапок — это различные варианты колпаков. Шапки были высокими и низкими, с околышами или без. Крестьяне надевали круглые колпаки из грубого сукна, кожи, войлока с узкой меховой опушкой. В другое время года богатые люди носили колпаки из тонкого сукна или бархата, бедные — тканый войлочный и кожаный колпаки.
Прическа. Прически, как и головные уборы, были различны. Наиболее распространенной была стрижка полукругом «в скобку». Волосы были пышными и красивыми. Мужчины носили окладистую* бороду и усы.
Украшения. Украшали узором разрезы, оплечья, ворот, манжеты и подол рубахи. Тканые узоры выполнялись из разноцветной пряжи. Широко распространена была вышивка жемчугом. Геометрический рисунок вышивки — наиболее характерен для костюма Киевской Руси: круг — ‘Окладистая борода — широкая, густая борода, начинающаяся от висков.
символ солнца, квадрат — сиярол земной силы, дерево — источник жизни. Круг — оберег, поэтому рождающийся из стежков и крестиков орнамент-оберег призван был защитить человека от злых сил и тем самым призвать на помощь добрые силы. Верилось, что через проемы, отверстия в одежде способны подобраться всевозможные «злыдни», поэтому все проемы и отверстия покрывали узором.
В качестве украшений использовались булавки-фибулы для крепления одежды.
Воротник-«ожерелье» богато украшался драгоценными камнями, крупным золотым узором, на золотой шелковой основе, четким и крупным узором вышитым жемчугом.
Мужчины носили браслеты, серьги, шейные украшения.
Дополнения. Обязательной частью костюма считается пояс, или ремень. Ремень был снабжен пряжкой, а иногда и набором бляшек. К ремню на шнурке подвешивали оружие, мешочек с огнивом, кошелек-калиту, нож, множество амулетов и оберегов: ключ — помогает сохранить и приумножить добро; ложка — символ благополучия и сытости; конь — символ добра; гребень оберегал от болезней; когти и зубы хищников ограждали от зла. Мужчины носили рукавицы.
Обувь. Ноги ниже колен обвивали онучами-портянками и заправляли в кожаные сапоги на мягкой, позже на жесткой подошве или обували в лапти, плетенные из веревок, лыка, бересты (опятьже их надевали на онучи). Сапоги сапожники шили на заказ.
Также носили обувь из кожи (иногда и свиной), что-то наподобие шапочек, с одним швом на пятке или носке — поршни. Поршни закреплялись на ноге веревками или ремнями.