Итак, как говорилось ранее, в XIII в. в связи с нашествием татаро-монголов дальнейшее развитие культуры было приостановлено более чем на 200 лет. Наиболее значительные русские княжества были раздроблены. Приняв
на себя всю тяжесть татаро-монгольского ига, русские княжества тем самым не пропустили продвижение татарских полчищ дальше — на запад.
Русские, даже находясь под игом, всячески пытались сохранить свои вековые национальные традиции и обычаи, костюмы. Именно этим можно объяснить насильственное внедрение Петром I общепринятых европейских мод.
Эпоха Московской Руси — героический период в истории нашего парода, это период ее бурного развития: налаживаются границы, расцветают торговые и экономические связи. Русь, сбросив с себя оковы монголо-татарского владычества, расправляет усталые плечи.
Эпоха Московской Руси — период расцвета культуры и искусства. Позже картины жизни и быта этого периода нашли отражение в творчестве таких художников и писателей, как Репин, Суриков, Васнецов, Коровин, Алексей Толстой.
Классовые различия в костюме стали еще более заметны, это проявлялось и в количестве одновременно надеваемых одежд, независимо от времени года. Иностранцы всегда поражались, глядя на пышность и роскошь наших одежд.
Костюм Московской Руси, сохранив основные части костюма, вносит ряд изменений в покрой:
1) появляются распашные одежды (у мужчин — до пояса, у женщин — донизу была застежка встык на навесные петли. Позже — появляется запах правой полы на левую, что явилось особенностью русской одежды, и было вызвано удобством воина действовать саблей);
2) хотя красивыми по-прежнему считаются неприта — ленные длинные одежды, появляются одежды, отрезные по талии.
Но как следствие монголо-татарского ига в русском костюме остаются предметы восточного обихода: пояса, откидные рукава, тафья.
Часть III. Искусство и костюм средних веков
2. МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Эстетический идеал. Мужчина должен быть высокого роста, статным, с красивыми русыми волосами и белой с ярким румянцем кожей.
Нижняя одежда. Основой костюма по-прежнему была рубаха. Появляются рубахи по назначению. Например, рубашка-косоворотка, но продолжают носить рубашки и с прямым надрезом.
• Первая — нижняя рубаха — длиной до колена, в костюме простого народа она являлась единственной. Ее носили навыпуск, опоясывая (молодежь подвязывала пояс Наталии, более старший народ— ниже, делая над нешироким поясом напуск, тем самым создавая впечатление дородности). Рубашка была с длинными узкими рукавами с ластовицей четырехугольной формы под мышкой. На спину и под фудь рубашки подшивали подоплеку. Именно от этой детали одежды в русском языке появилось выражение «подоплека дела», иными словами, его внугрениее содержание, сущность. К нарядной рубахе пристегивали ворст;тк-«ожер&1ье».
• Вторая — верхняя рубаха — была принадлежностью одежды знати. В костюме остались необходимые порты — узкие, без разреза, крепившиеся на гашнике. В зимнее время порты подбивались мехом. По двое портов носили знатные люди.
Верхняя одежда. Поверх рубахи надевали зипун. Зипун — верхняя попуприлегающая одежда крестьян. Это распашная, застегивающаяся встык одежда,-длиной до колен, с длинными узкими, застегивающимися внизу на пуговицы рукавами. Для бояр зипун — домашняя одежда. Зинун был легким, молодые люди надевали его летом, выходя на улицу. Эта одежда всегда опоясывалась, воротника не имела, а в торжественных случаях к нему тоже пристегивали ворогник-«ожерелье».
Богатые люди поверх зипуна надевали кафтан. Кафтан — распашная, расширяющаяся книзу за счет вшитых боковых клиньев одежда. Для пожилых и знатных людей кафтаны служили, опять же, домашней одеждой, молодые люди надевали кафтан и па улицу.
Существовало несколько видов кафтана:
1. Обычный, домашний, выходной — был прямым, расширенным книзу, неотрезным в талии.
2. Терлик, польский — прилегающий, с отрезной линией талии и с присборенными от талии вниз пышными полами.
Длина кафтанов изменялась от коленей до щиколоток.
Наряду с широко распространенными кафтанами бытовали и другие одежды, как выражение сословной принадлежности:
1. Ферязь — вид кафтана на подкладке, иногда меховой. Ферязь — длинная, облегающая одежда, с шириной подола до 3 метров, без воротника, со свисающими до земли рукавами.
Инструкция к надеванию: в рукав, собирая его во множество сборок, сначала. продевают правую руку, левый рукав спускают вдоль фигуры до земли.
Ферязь — одежда знати, подчеркивающая пренебрежение к труду. Именно благодаря этому кафтану и возникла исконно русская пословица «Работать спустя рукава».
2. В одежде бояр и дворян появляется еще один кафтан, подчеркивающий полную неприспособленность их владельцев к какому-либо труду — охабень.
Охабень — летняя длинная одежда с откидным воротником, доходящим до половины спины, четырехуголыюй формы, с прорехами под рукавами для продевания рук, при этом сами рукава длинные и узкие свисали, как укра-
Часть III. Искусство и костюм средних веков — О
шение по бокам или же завязывались сзади. Носили охабень и в накидку, падевая поверх ферязи.
3. Шуба — распашная, объемная, расширенная книзу, с отложным меховым воротником и длинными широкими рукавами. Шуба застегивалась на шнуры, иногда на уровне локтя рукава имели прорези для продевания рук, оставшаяся часть рукава свисала. Богатые люди носили (иногда) шубу и летом, и в помещении — как признак своего достоинства.
Цвета. Ткани для костюма использовали ярких расцветок: белые, красные, зеленые, синие, голубые, малиновые, розовые и т. д.
С конца XVII в. появляются ткани черного цвета, которые считаются траурными.
Ткани. Одежды шили из местных и привозных тканей из Византии, Ирана, Турции, Италии, Англии, Голландии и Франции.
Самыми распространенными были ткани: льняные, суконные, шелковые, бархатные, шерстяные.
Костюмы богатых людей шили из привозных дорогих тканей: тафты, парчи, бархата, хлопчатобумажных, атласа, сатыни (позже сатин).
Шубы выполнялись мехом внутрь, сверху покрывались парчой, бархатом, сукном. Простые люди использовали подкладки — из овчины, медвежьего, волчьего, козьего меха; знать — из шкур соболя, куницы, песца, белки, лисицы.
Головной убор. Все шапки были в виде колпака или конуса с опушкой или оторочкой.
Тафья— небольшая домашняя шапочка, имеющая вид тюбетейки.
При выходе из дома поверх тафьи надевали:
1) мурмолку — невысокий колпак из дорогой ткани с отворотами из другой материи или меха. Мурмолка — наиболее распространенный головной убор;
2) горлатную шапку — самую распространенную в кругу знати меховую шапку, сшитую из горлышек куницы или лисы. Она представляла собой высокий меховой цилиндр, расширяющийся кверху. Этот цилиндр был с бархатным или парчовым верхом. Шапку обычно держали на сгибе левой руки, не надевая на голову.
Простые люди носили высокий головной убор с небольшими полями — грвшмввик и треух.
Украшения. Декоративную роль в костюме и фал и пояса и кушаки из кожи, бархата, парчи, шелка, вышитые металлическими бляхами, галуном, драгоценными камнями, жемчугом и золотом.
Русский костюм был красочным и декоративным. К поясу подвешивали украшения. И без того дорогие ткани украшали вышивкой, жемчугом, драгоценными камнями. Для декоративного решения кафтанов применяли:
• узорчатые дорогие ткани;
• отделку петлицами (украшенных в свою очередь кистями) по боковым разрезам и на груди;
• деревянные, плетеные из шнура, металлические и жемчужные пуговицы, которые тоже иногда украшались кистями;
• высокий воротник-козырь, богато расшитый;
• окантовку разноцветной (с золотом и серебром) тесьмой или галуном — борта, низа изделия, горловины и низа рукавов.
Шубы украшались богатой вышивкой. Богато украшались тафья.
Обувь украшалась вышивкой и камнями.
Полное представление о красоте костюма, его декоративной стороне дает описание костюма князя Вяземского в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»: «На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи.
Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небреж. но подпоясанного малиновым шелковым кушаком с выпущенной в два конца золотой бахромой, с замкнутыми по бокам узорными перчатками. Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьяновые сапоги с серебряными скобами на каблуках, с голениами, шитыми жемчугом и спущенными в частых складках до половины икр. Поверх кафтана падет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета, застегнутый на груди двойной алмазной заионой. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером».
Дополнения. Мужчины дополняли свой костюм рукавицами с крагами, очень часто покрытыми вышивкой. С XV в. на Руси появились перчатки.
В особо торжественных случаях костюм дополнялся богатым посохом высотой до плеча.
Обувь. Городские жители носили сапоги из цветной кожи, бархата, сафьяна, парчи. Сапоги были с короткими (ниже колен) голенищами, срезанными под углом. У знатных людей носки сапог обычно были загнутыми вверх, у простых людей носки были тупыми.
С начала XIV в. появляются каблуки.
В деревне народ носил онучи и лап ги.