Издавна славились искусства и ремесла Китая. Производство многих ремесел было массовым. Бронза, яшма, шелк, фарфор, лак — предметы роскоши, являющиеся главным экспортным товаром. Купцы не пользовались уважением, так как, ничего не производя, они перепродавали готовую продукцию. Ремесленники пользовались уважением. Самыми полезными для общества считались ученые, крестьяне, потом ремесленники. Ремесленники делали прекрасную посуду, шелка, орудия труда для землевладельцев, оружие для солдат.
Китай известен прекрасной высококачественной керамикой. Это объясняется богатыми запасами каолина и гончарной глины. Китайские мастера веками совершенствовали технику изготовления и росписи керамических изделий.
В Китае налаженная государственная промышленность занималась производством шелка. По Великому шелковому пути везли шелк в Европу и Азию. В Китае люди первыми научились получать нить и ткать шелк. Вышитые ткани появилисьдве тысячи лет назад. Ремесленники производили ткани в огромных количествах и разнообразных расцветок. Такую ткань первоначально использовали императоры, чиновники, ученые.
Китайцы разводили гусениц бабочки-шелкопряда, которые плели каноны из тончайших шелковых нитей. Далее нити окрашивали разными цветами и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения.
Шелк был настолько дорогим, что его использовали и в качестве денег при расчетах.
Важнейшими изобретениями китайцев были бумага и печатное дело. Китайская письменность — письменность не звуков, а понятий. Китайцы научились делать бумагу из коры и конопли.
Из бронзы делали ритуальные сосуды и оружие. Позже китайцы освоили железное литье.
В Китае музыка считалась важной частью цивилизованного общества. Считалось, что определенные мелодии могут провоцировать на грубость. Такая музыка осуждалась, как развратная. Китайцы принимали великую музыку из нежных звуков. В музыкальных оркестрах были и дамы. Фигурки музыкантов укладывали даже в могилы, дабы сопровождать усопшего в загробной жизни.
В Китае был изобретен первый компас, представлявший собой кусок магнитной породы в форме ложки. На лист отполированной бронзы клали этот магнит. Ложка-магнит вращалась, пока ее ручка не указывала на Северный полюс.
Театр — это древнее искусство танца и мимики. Первые артисты были кочевыми. Мальчика в возрасте 7 лет отдавали в труппу, где до совершеннолетия ему выступать не разрешалось, но за это время он должен был освоить акробатические номера и выучить 50 пьес. Артистами были только мужчины. Первоначально, так как читать не умели, содержание пьес передавалось из уст в уста. Грим играл важную роль. Цвета грима были символичны, например: голубой — символ чистоты, розовый — невинности, черный — зла и т. д.
В Китае существовал принцип, что искусство не должно украшать. Почти все вещи в доме были наделены символами. Шелковая ширма предполагала увеличение углов в доме, тем самым увеличивался объем стен. Чем больше зеркал в интерьере, тем дом чище (от злых духов).
Художниками становились, проходя следующие испытания: уходили в горы, молились, постились и только потом, освободившись от грехов, чистыми приступали к творчеству.
Когда китайцы уходили далеко от дома, то брали с собой туески и в целях экономии места они выполнялись один меньше другого, и поэтому закладывались одна в другую — принцип матрешек, так что сама идея заимствована в Китае, а на Руси поменяли форму и добавили роспись.
На протяжении многих веков костюм почти не изменялся.
Простейшие формы костюма связаны с сырьевыми возможностями, климатическими условиями, основными занятиями китайцев.
Головные уборы были только у мужчин.
Аристократическая одежда отличалась:
1) качеством материала;
2) количеством ткани;
3) цветом;
4) вышивкой и рисунком.
Нижняя одежда. Крестьяне носили просторные куртки с большим запахом и застежкой под правой рукой. Они
надевали длинные, довольно широкие штаны, подкатывая их во время работы.
Верхняя одежда. Халат — основа китайского костюма, с широкими рукавами — верхняя одежда крестьян. Во время работы рукава подворачивались и кренились специальной лентой на груди. В холодное время года надевали сразу несколько халатов. Халат опоясывался. В дождь поверх одежды набрасывали плащ.
Цвета. Одежды крестьян были скромными и строгими.
Ткани. В своей одежде крестьяне использовали грубые ткани, дерюгу, ткани, получаемые из волокон растений. Позже, с появлением хлопка, они носят хлопковые одежды.
Плащ сплетали из соломы или травы, накидку из плетеных листьев и соломы, защищавших от дождя и солнца.
Головной убор. Мужчины носили соломенные шляпы.
Обувь. Крестьяне носили легкие туфли, плетенные из соломы, с толстыми войлочными подошвами.
ОДЕЖДА АРИСТОКРАТИИ
Нижняя одежда. Члены императорской фамилии, высшие чиновники и ученые надевали халаты. Халат — распашная одежда с цельнокроеными рукавами и длиной по щиколотку. Форма халатов, конфигурация пол, ширина рукава — различны. В парадных халатах присутствовали рукава, свисающие до пола. Культура ношения халата определяла воспитанность человека.
В нижней одежде были штаны, скрытые длинными халатами, так как у аристократов они считались неприличной частью костюма. Их носили навыпуск, иногда подвязывали под коленями или заправляли в сапоги.
В каждом парадном придворном халате были и другие элементы — декоративные рукава, свисающие до самого пола.
Часть III. Искусство и костюм средних веков — О
Халаты подпоясывались. Пояс — знак отличия аристократов и чиновников.
Различали несколько видов халатов:
1. Рей — халат для всех сословий, характер орнамента иероглифический или растительный.
2. Куань-ин — одежда только для знати. Спереди на халате располагался отличительный знак, иногда и со стороны спины. Этот знак у гражданских лиц — птица; у военных — изображение барса, льва, тигра.
3. Мань — парадная придворная одежда с застежкой вдоль всего бока под правой рукой. Мань надевался поверх кунь-ин. Мань украшался навечно утвержденной и строго регламентированной вышивкой дракона в различных вариациях в зависимости от сословной принадлежности.
Верхняя одежда. Зимой надевали халат на подкладке или стеганный на вате. Иногда носили и меховые шубы.
Цвета. Согласно чинам, цвета костюма были строго регламентированы: желтый — цвет императорской фамилии; воинов — красный, белый; молодых воинов — голубой; сановников — коричневый.
Ткани. Шелковые халаты — роскошь, предмет одежды привилегированных групп. Даже богатые купцы при некоторых династиях, торговавшие шелком, сами не смели его носить. Многие пострадали, используя вещи из шелка как нижнюю одежду. Императорскими указами регулировались поставки тканей для одежды.
Позже в Китае появляется хлопок, но шелк так и остался привилегией богачей.
Плащ знати шился из шерстяной ткани или из птичьего пуха.
Штаны шили из шелка.
Головной убор. Мужчины носили черную шелковую или фетровую шапочку. Как защиту от солнца — соломенную.
Прическа. По японскому обычаю, мужчины носили косу, а впереди волосы выбривались, причем с XVII в. у маньчжур это считалось обязательным. К началу XX в. обычай сохранился частично только в низших классах.
Лица гладко выбривались.
Косметика. Мужчины в Древнем Китае белились и румянились, отращивали ногти и красили их в красный цвет. О благосостоянии китайца можно было судить по длине его ногтей. Особенно длинным был мизинец. Ногти подчеркивали и приспособленность к труду.
Украшения. Костюм для китайцев никогда не был только делом вкуса. Даже украшения должны были указывать на социальное положение владельца. Место владельца в строгой общественной иерархии безошибочно определялось по драгоценностям.
Важнейшим элеметдом мужских украшений являлись поясные застежки и пластинки, как знаки общественного положения. Они появились на одежде в конце III в. до н. э. Застежки — главное украшение китайского мужского костюма. В древности их делали из бронзы, инкрустировали серебром, золотом, полудрагоценными камнями.
Позже мужские драгоценности стали важной частью официального костюма. Выбор материала для изготовления этих драгоценностей четко регулировался законом.
Рукава парадных одежд (широкие и длинные) оттягивали специальные весомые предметы. Эти предметы были выполнены из дорогого металла и служили грузиками. Грузики не давали рукавам закручиваться. Обычно их выполняли из бронзы с позолотой.
Красивый золотой наперсток служил для защиты длинного ногтя на мизинце.
Широко использовались нагрудные цепочки и серьги.
Мужчины носили шейное ожерелье, чаще золотое, украшенное благоположительной символикой.
Ткани богато орнаментировались. Орнаментация тоже имела символический характер: дракон — выражение слияния земли и неба, повелитель дождя; огонь — внутренняя сущность; вода — его внешняя среда… В Китае самое значимое место отводилось изображению персика. Персик — символ долголетия, орхидеи — символ учености.
Вышивка наносилась не только на одежду, но и на обувь.
Дополнения. Халат иногда выполнялся с воротниками и шарфами. Мужчины пользовались веерами для обмахивания.
Обувь. Богатые мужчины носили туфли из ткани или кожи. Толстая подошва обуви изготавливалась из нескольких слоев проклеенной ткани или кожи. Мужчины также носили кожаные и тканевые сапоги.