КОСТЮМ ФРАНЦИИ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII в. МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Костюм приобретает более свободные и удобные фор­мы, нежели раньше.

Эстетический идеал. Идеалом красоты уже становит­ся мужчина-рыцарь, превращающийся в светского при­дворного. Обязательным считается обучение дворянина музыке, танцам. Мужественность расценивается теперь

как величественность осанки и галантное обращение с дамами.

Нижнее белье. На ноги надевали обычно светлые вяза­ные чулки; нижние сравнительно узкие до колена полот­няные штаны.

Нижняя одежда. Необходимая часть костюма — ру­башка с манжетами, которые отделывались тончайшими великолепными дорогими кружевами, большим отлож­ным, лежащим на плечах, воротником, тоже отделанным кружевами.

На ноги надевали довольно широкие, длиной до сере­дины икры, панталоны. Внизу панталоны застегивались на пуговицы или завязывались бантами и лентами. Чтобы не стеснять движений, внизу в наружных швах на уровне ко­лена панталоны имели разрезы. Панталоны украшались вышивкой по боковым швам.

Поверх рубашки и штанов надевали колете сильно завы­шенной талией и обозначенной рядом нашитых бантов. Спе­реди полы камзола — удлиненные в виде мыса, сзади — ко­роткие. Колет застегивался на груди. По проймам и бортам колет украшался пугозицами, галуном, бантами, на рука­вах — продольными разрезами. Рукава всегда немного укоро­ченные и укрученные кружевными манжетами (рис. 37).

Верхняя одежда. Мужчины сверху набрасывали на левое плечо и спину колет. Пришитые к вороту кожаные шпуры поддерживали кафтан. Колет часто выполняли с меховой опушкой.

По назначению различали следующие виды надевав­шихся на плечи плащей:

• парадный — короткий, выполняющийся из дорого­го материала;

• походный — длинный (до коленей), из шерстяной ткани;

• мушкетерский — личной гвардии короля.

КОСТЮМ ФРАНЦИИ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII в. МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Рис. 37. Костюм Франции первой половины XVII в.

4-..V. Q

Но строгого различия в костюмах не было — в парад­ном костюме ходили и в военный поход, и на бал.

Цвета. В костюме использовались яркие, контрастные цветовые сочетания: белые, желтые, голубые, красные, серые.

Ткани. Ткани по-прежнему богатые, с орнаментом. В моде гладкие и тонкие ткани: газ, муар, атлас, тафта, тон­кая шерсть.

Головной убор. Модный головной убор — светлая фет­ровая широкополая шляпа, украшенная белыми, голубыми и красными перьями (рис. 38).

Прическа. Согласно этикету, мужчины носили длин­ные, распущенные по плечам волосы, маленькую бородку (в виде узкой полоски волос на подбородке) и небольшие усы над краем губ. Моду на бороду вводит Людовик XIII. Однажды, скуки ради, он собственноручно обрил всех офицеров своего полка, оставив маленький кустик волос на подбородке. Такая бородка стала называться «а-ля-ро — я,}ь» — по-королевски.

Украшения. Украшения и отделка костюмов достигли такой роскоши, что издается ряд указов об ограничениях в одежде, например написанный кардиналом Ришелье эдикт «О роскоши».

Украшениями являлись многочисленные рюши, гофри­ровки, оборки, пучки лент, буфы, отделка шнуром, галу­ном, позументом из серебряных, золотых нитей.

Под прямым воздействием стиля «барокко» находилась орнаментация костюма: крупные декоративные цветы причудливых сочетаний, плоды винограда и граната; при­чудливые очертания декоративных цветов, узорчатые вазы, корзины, короны, детали садово-парковой архитектуры. Размеры узоров были очень велики.

Большую роль в отделке тканей играло сочетание золо­той и серебряной нитей — эффект шан-жан.

Дополнения. Мужчины надевали перчатки с раструба­ми, трость, обязательной деталью дворянского костюма стала шпага, которая крепилась на (парчовой или ремен­ной) перевязи, надевавшейся через правое плечо. Шпагу к перевязи крепили слева, располагая почти вертикально к полу. В честь дамы сердца мужчины крепили на груди или плече куртки декоративные розетки из лент, цвета которых повторяли любимые цвета дамы сердца.

Обувь. Мужчины носили туфли и сапоги из тонкой кожи светлых тонов. Голенища сапог выполнялись с рас­трубами, в виде воронки, с поднятыми вверх или же укра­шенными кружевами и отогнутыми вниз.

Вся обувь имела каблуки, а на подъеме была кожаная пряжка, за которую крепились шпоры.

Не зазорным считалось явиться в сапогах даже на бал. Хотя специально для бала использовали цветные башма­ки на каблуках.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.