Нижнее белье. Чулки по-прежнему носят белые, но уже появляются новые, полосатые, с вертикальными полосами.
Нижняя одежда. Наряду с нарядным фраком появляется повседневный двубортный фрак с узкими рукавами, с отложным воротником и большими отворотами.
Под фрак, вместо камзола, стали надевать высоко застегнутый жилет, выставляя высокий белый галстук или пышное жабо.
По-прежнему носили кюлоты, которые стали облегающими. Теперь костюм состоял из фрака, жилета и кюлотов.
Верхняя одежда. Появляются новые виды верхних одежд:
• Редингот — прилегающего силуэта с однобортной или двубортной застежкой. Первоначально появился как одежда для верховой езды, позже становится повседневной одеждой.
• Сюртук — на меховой подкладке (в зимнее время), с меховой опушкой по краю.
Цвета. Широко используются полосатые ткани, из которых шьют только фраки и жилеты. Но чаще жилеты были белыми с богатой вышивкой цветным шелком.
Мужской костюм упрощается как по цвету, так и по форме.
Ткани. Широко используются хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Фрак и кюлоты шили из сукна. Плотные замшейые кюлоты использовались вместе с рединготом в костюме для верховой езды.
Головной убор. Парики постепенно выходят из моды, шляпу перестают носить в руках, а опять надевают на голову. Кроме треугольных шляп, в моду входят английские шляпы — конические, с невысокой тульей и узкими полями.
В моду входит цилиндр, который надевают к рединготу.
Прическа. Прическа остается та же, но она становится значительно ниже.
Украшения. Приоритет в украшениях отдается женскому костюму. Украшением костюма остаются пышные кружевные жабо. Единственным украшением фрака и кюлотов становятся большие драгоценные, скульптурные, чеканные, металлические, перламутровые, костяные, эмалевые пуговицы. Цветными кантами украшались борта, воротник и отвороты.
Дополнения. К поясу кюлот на цепочках или плетеных шнурках крепились брелоки.
Обувь. Во время верховой езды стали использовать ботфорты — узкие и высокие (почти до колена) сапоги. Они были кожаными, черными, со светло-коричневыми отворотами.
Во второй половине века женский костюм некоторое время еще сохранял характер придворного аристократического костюма стиля «рококо», но еще более усложненного, вычурного как по силуэту, так и по декору. В одежде рококо сильно обнажается тело. Платья надевали только по одному разу.
Нижнее белье. К концу века наблюдается быстрое сужение верхней юбки, поэтому в нижнем белье остается только одна юбка. Остаются чулки и панталоны. Тело обнажается, поэтому белье становится произведением искусства.
Нижняя одежда. В одежде остается одно платье, отрезное по талии платье, состоящее из лифа и двойной юбки:
• нижняя юбка — глухая, украшенная по подолу, с оборками;
• верхняя юбка — распашная или глухая.
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
Фижмы не только не забыты (существовавшие почти сто лет назад), а, наоборот, в период царствования Людовика XVI, по повелению молодой королевы, появляются опять, правда несколько видоизмененные. Теперь они были непомерно раздуты в боках, сплющены сзади и спереди (нижний край юбки в диаметре достигал до 6 м). Необходимо было обладать большим искусством для передвижения в таком костюме. Можете представить себе, как выглядела сидящая дама.
Итак, юбка имела вид эллипса. Бока у юбки были так вытянуты, что кавалер рядом с дамой идти просто не мог, а шел несколько впереди и вел ее за руку. Но в то же время очень удобно было укладывать руки на бока юбки и складывать их на животе. Положения рук на фижмах было удобным, как па подлокотниках.
Лиф платья был плотным, жестким, очень узким, стянутым в талии, с очень открытым декольте в виде каре, обшитым оборками. Лиф контрастировал с непомерно раздутой в боках юбкой. Рукава по-прежнему полудлин — ные, с пышными манжетами, с кружевами-оборками в три ряда (цв. ил. 10).
Парадные туалеты отличались особенной пышностью.
Цвета. В костюме использовались светлые цвета.
Ткани. Нижнее белье шили из шелка.
Прическа. Погоня за красотой во второй половине столетия была безудержной и безумной. Как никогда расцвело парикмахерское искусство. Прически — сооружения в полметра высотой, возводимые искусными мастерами-ку — аферами. Для выполнения сложных причесок использовались металлические и деревянные каркасы.
Модная прическа — куафюра — сложная, до 80 см на каркасе. Это натюрморты из лент и цветов, перьев птиц и чучел животных, плодов, растений, бутафорских изделий.
О и^-^———————————————
Согласно историческим документам, существовали технологии модных причесок. Например:
• несколько плоских маленьких бутылочек вкручивают в локоны;
• закрепляют их на голове в вертикальном положении;
• в каждую из бутылочек наливают воду;
• живые цветы на коротких стеблях вставляют в локоны.
Прически не разбирали по нескольку дней, а то и недель. Для более длительного сохранения прическу смазывали помадой, жиром, яичным белком.
В 1770 г. произошел незабываемый факт в истории. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы будущего короля Людовика XVI, вспыхивали, как порох, прически дам. Погибло более 500 человек, и вместе с ними и Легре — мастер, славившийся особой изощренностью причесок: здесь и военные баталии, и любовные интриги, и т. д.
Француженки XVII1 столетия — невысоки, такие прически добавлял и даме рост.
Прически носили самые различные названия: «сентиментальная», «тайна», «грустная» и т. д.
Мастер Ленуар, водружая на голову королевы Марии Антуанетты прическу «фрегат» высотой 70 см, трудился на лестнице около 10 часов. Однажды из Версаля в Париж Мария Антуанетта согласилась ехать в карете стоя на коленях, дабы не повредить прическу.
Можете себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы (рис. 50).
Косметика. Много-много пудры и духов. Вне всякой меры применяется грим. Иногда мужья не узнавали даже своих жен. Все казались молодыми, так как грима столько, что не видно морщин. Пудры расходовалось так много, что возникали перебои с мукой.
Рис. 50. Сложные прически француженок, XVIII в.
Украшения. Нижнее белье украшалось серебром и золотом, кружевной отделкой и богатой вышивкой.
Платья украшали бусами, кружевами, букетами, гирляндами из живых и искусственных цветов. Головные уборы украшай и павлиньими и страусовыми перьями. Богато украшались прически и обузь.
Дополнения. Женщины носили сумочку-помпадур для косметики, лорнет, перчатки, трость, легкий удобный зонтик, муфту.
Обувь. Француженки носили маленькие изящные туфли из плотной дорогой ткани: атласа, парчи, бархата, с глубоким вырезом и на высоком французском каблуке.
Дамы носили еще одни туфли — из шелка, украшенные вышивкой, лентами, драгоценными камнями и пряжками, на низком каблуке.