Хитон

Итак, следующим видом костюма назовем хитон — прямоугольный кусок ткани, сло­женный пополам, так что линия сгиба ткани пройдет вдоль левого бока туловища. На рис. 11 этот способ ясно виден. Хитон может быть открытым и закрытым. В послед­нем случае он сшивается сбоку. Если отогнуть верхний край хитона параллельно пле­чам, хитон примет более сложную форму и, будучи опоясанным, представит классиче­ское одеяние женщин эпохи Гомера. Ткань такого хитона может быть украшена орнаментом в разных количествах, тем более что складок такая одежда не образует.

В таких одеждах на вазовой живописи изображаются служанки, участницы про­цессий (рис. 17). В такой одежде выступал хор греческого театра в 1938 году в Эпи- давре. Но стоит прибавить количество ткани в ширину, как излишек ее образует складки, и хитон приобретает характер драпированной одежды, которая может быть короткой (спартанцы обоего пола, воины, юноши) и длинной (у женщин, мужей и старцев), с отворотом и опоясанной по талии, по бедрам и крест-накрест на груди. Последняя форма опоясывания, образуя подобие рукавов, являет пример ионического

хитона (рис. 18, 9а, б,в). Подобный хитон представлен в скульптуре «Возничего из Дельф» и в скульптуре Эрмитажа «Эриния» (рис. 21), в барельефе того же музея «Гибель нио — бид» (см. рис. 10) и т. д. Надо заметить, что наш Эрмитаж необыкновенно богат «одетой» античной скульптурой, но, к сожалению, она не часто репродуцируется (рис. 22).

Рис. 17

Хитон плиссированный обязательно имел орнаменталь­ную кайму по подолу (рис. 20, 23). Отворот хитона мог со­здаваться самостоятельной тканью — отдельным куском и драпироваться на плечах, спускаясь каскадными складками вдоль груди (см. рис. 24).

Рис. 24а

Рис. 24г

Рис. 246 Рис. 24в

Такая «накидка» могла состоять из двух полотнищ, и раз­личные способы скалывания обеспечивали разнообразную конфигурацию складок, а сколотые на плечах края ткани об­разовывали ложный рукав. Хитоны, как дорический — про­стейший, так и ионический — сложный, скалывали из двух полотнищ, закрепляя их крючками на плечах и вдоль рук. Известно, что женщины иногда надевали два хитона, тогда последний (верхний) был значительно короче.

Современная сцена и экран накопили уже немалый опыт воссоздания хитонов, но в каждом случае художник для выяв­ления эстетической подлинности прибегает к кажущемуся ему наиболее правильным решению. И несмотря на то что Ле­он Эзей оставил схемы, зарисовки и фотографии, которыми иллюстрированы все мировые издания истории костюмов, в каждом частном случае, как я уже говорила, ищется свое, наиболее оптимальное решение.

Рис. 24д

Отменно были сделаны хитоны для хора в «Антигоне» Пирейского театра. Скроенные (это не оговорка) из тарной ткани, плотные и гибкие, они имитировали греческую одежду способом, доступным для выявления хореографического един­ства рисунка движения хора. Рукава в действительности были пришиты к прямоугольнику верхней части хитона. Последний под поясом на талии был отрезным. Но все это, артистически исполненное, не вызывало чувства подделки, наоборот. С умом сконструированные, хитоны великолепно укладывались мо­нументальными складками на плечах, ниспадали к земле, округло обрисовывали коленопреклоненные фигуры, вторя малейшему движению единого тела группы хора.

В современной практике формирования хитонов упо­требляется способ сборки ткани на плечах и по линии рук

или плиссировка. Последний способ себя оправдывает, осо­бенно если он выполняется не на прямом куске, а выкроен­ном по окружности (в просторечье «четверть солнца», «по — лусолнце»).

Рис. 24 ж

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.