Чулки. Элегантные чулки делали из пряжи фильдекос и фильдеперс темного или белого цветов (ил. 67). Чулки были ажурными, кружевными или сетчатыми, без шва. Зимой носили шерстяные или хлопчатобумажные чулки, черные, толстые. Чулки коричневых цветов носила только молодежь.
Обувь. Повседневные башмаки имели голенища до икры, удлиненный носок и столбнкообразный каблук. Изготавливали их из цветной кожи и застегивали сбоку на маленькие пуговицы специально для этой цели предназначенным маленьким крючком (ил. 68). Бальные мелкие туфельки имели высокие каблуки, острый носок и были сделаны из атласа или тонкой кожи.
Перчатки. Белые перчатки из козлиной кожи были атрибутом высшей элегантности; их носили в исключительных случаях. Для визитов надевали цветные перчатки: светло-желтые, пепельные, жемчужные или более практичные — темно-серые, бронзовые и черные. Белые перчатки могли быть также замшевыми или из датского glace. Хороший тон требовал, чтобы перчатки нигде не лоснились и были идеально чистыми. Перед на-
67. Чулки и туфли были пышно украшены |
68. Высокие ботинки, которые застегивались с помощью специального крючка
69. Бальные перчатки не закрывали пальцев
дсванием их необходимо было немного помять, чтобы наложить «отпечаток жизни». Вечерние перчатки делали из черного кружева или черного вышитого тюля, они были длинными, выше локтя, и не имели пальцев (ил. 69).
Перчатки были в то время одним из признаков изысканности, а позднее, в дансингах, они не были уже обязательными.
Б и ж у т е р и я. Изысканные туалеты дополнялись дорогой бижутерией, настоящей или имитирующей настоящую. Головы, шеи, а также пояса сверкали драгоценностями. Модны были переливающиеся камешки, получаемые искусственным путем и менявшие свой цвет в зависимости от освещения, то опаловожелтые, ТО изумрудно-рубино — 70‘ Бижутерия в стиле модерн
вые. Все более модным становился жемчуг, который вставляли в заколки для жабо, в брошки и т. д. Жемчуг крепился на золотых цепочках, которыми обвивали шею. На более толстых золотых цепочках подвешивали часы, золотые кружочки, пудреницы, карандаши для бровей, карминовые карандаши — все из золота или серебра, часто в стиле Людовика XV или в стиле модерн (ил. 70). Кроме того, носили различные брелоки,
миниатюрные флаконы в форме орешка или апельсина, имеющие в середине губку, смоченную каплей духов, которые испарялись сквозь дырочки флакона и ощущались на протяжении целого дня.
Сара Бернар ввела в 1901 г. обычай прикалывать серебряные или никелированные часы между бантиками муфты, к браслетам или к лацканам жакета. Золотые часы, более дорогие, часто украшенные бриллиантами, продолжали носись на цепочке, подвешенной на шее.
Другие дополнения. В руках носили муфты или маленькие сумочки, а также зонтики от дождя и солнца (ил. 71). Шелковые зонтики от солнца были отделаны бархотками, белыми или черными гипюровыми вставками. Эти безделушки были по — 71. Зонт от дождя крыты облаками газа и кружева,
расписаны букетами или отделаны оборками. С бальными платьями и костюмами для визитов носили полукруглые веера или веера в форме маленького круга; они покрывались кружевом pointlace, имели ручку из резного
72. Пуговицы становились одним из украшений костюма |
перламутра или слоновой кости с блестевшими ири ДВижеИИИ камешками. Характерным дополнением к платьям были галстуки, которые прикалывали к воротнику. Пуговицы были элементом убранства, не всегда функциональным (ил. 72).