КОНЕЦ XVIII в. НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МУЖСКОМ КОСТЮМЕ ФРАНЦИИ

Нижнее белье. Чулки по-прежнему носят белые, но уже появляются новые, полосатые, с вертикальными полосами.

Нижняя одежда. Наряду с нарядным фраком появляет­ся повседневный двубортный фрак с узкими рукавами, с отложным воротником и большими отворотами.

Под фрак, вместо камзола, стали надевать высоко за­стегнутый жилет, выставляя высокий белый галстук или пышное жабо.

По-прежнему носили кюлоты, которые стали облегаю­щими. Теперь костюм состоял из фрака, жилета и кюлотов.

Верхняя одежда. Появляются новые виды верхних одежд:

• Редингот — прилегающего силуэта с однобортной или двубортной застежкой. Первоначально появился как одежда для верховой езды, позже становится повседневной одеждой.

• Сюртук — на меховой подкладке (в зимнее время), с меховой опушкой по краю.

Цвета. Широко используются полосатые ткани, из ко­торых шьют только фраки и жилеты. Но чаще жилеты были белыми с богатой вышивкой цветным шелком.

Мужской костюм упрощается как по цвету, так и по форме.

Ткани. Широко используются хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Фрак и кюлоты шили из сукна. Плот­ные замшейые кюлоты использовались вместе с рединго­том в костюме для верховой езды.

Головной убор. Парики постепенно выходят из моды, шля­пу перестают носить в руках, а опять надевают на голову. Кроме треугольных шляп, в моду входят английские шля­пы — конические, с невысокой тульей и узкими полями.

В моду входит цилиндр, который надевают к рединготу.

Прическа. Прическа остается та же, но она становится значительно ниже.

Украшения. Приоритет в украшениях отдается женско­му костюму. Украшением костюма остаются пышные кру­жевные жабо. Единственным украшением фрака и кюлотов становятся большие драгоценные, скульптурные, чеканные, металлические, перламутровые, костяные, эмалевые пуго­вицы. Цветными кантами украшались борта, воротник и отвороты.

Дополнения. К поясу кюлот на цепочках или плетеных шнурках крепились брелоки.

Обувь. Во время верховой езды стали использовать ботфорты — узкие и высокие (почти до колена) сапоги. Они были кожаными, черными, со светло-коричневыми отворотами.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Во второй половине века женский костюм некоторое время еще сохранял характер придворного аристократи­ческого костюма стиля «рококо», но еще более усложнен­ного, вычурного как по силуэту, так и по декору. В одежде рококо сильно обнажается тело. Платья надевали только по одному разу.

Нижнее белье. К концу века наблюдается быстрое суже­ние верхней юбки, поэтому в нижнем белье остается толь­ко одна юбка. Остаются чулки и панталоны. Тело обнажа­ется, поэтому белье становится произведением искусства.

Нижняя одежда. В одежде остается одно платье, отрез­ное по талии платье, состоящее из лифа и двойной юбки:

• нижняя юбка — глухая, украшенная по подолу, с оборками;

• верхняя юбка — распашная или глухая.

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О

Фижмы не только не забыты (существовавшие почти сто лет назад), а, наоборот, в период царствования Людо­вика XVI, по повелению молодой королевы, появляются опять, правда несколько видоизмененные. Теперь они были непомерно раздуты в боках, сплющены сзади и спе­реди (нижний край юбки в диаметре достигал до 6 м). Не­обходимо было обладать большим искусством для пере­движения в таком костюме. Можете представить себе, как выглядела сидящая дама.

Итак, юбка имела вид эллипса. Бока у юбки были так вытянуты, что кавалер рядом с дамой идти просто не мог, а шел несколько впереди и вел ее за руку. Но в то же вре­мя очень удобно было укладывать руки на бока юбки и складывать их на животе. Положения рук на фижмах было удобным, как па подлокотниках.

Лиф платья был плотным, жестким, очень узким, стя­нутым в талии, с очень открытым декольте в виде каре, обшитым оборками. Лиф контрастировал с непомерно раздутой в боках юбкой. Рукава по-прежнему полудлин — ные, с пышными манжетами, с кружевами-оборками в три ряда (цв. ил. 10).

Парадные туалеты отличались особенной пышностью.

Цвета. В костюме использовались светлые цвета.

Ткани. Нижнее белье шили из шелка.

Прическа. Погоня за красотой во второй половине сто­летия была безудержной и безумной. Как никогда расцве­ло парикмахерское искусство. Прически — сооружения в полметра высотой, возводимые искусными мастерами-ку — аферами. Для выполнения сложных причесок использова­лись металлические и деревянные каркасы.

Модная прическа — куафюра — сложная, до 80 см на каркасе. Это натюрморты из лент и цветов, перьев птиц и чучел животных, плодов, растений, бутафорских изделий.

О и^-^———————————————

Согласно историческим документам, существовали техно­логии модных причесок. Например:

• несколько плоских маленьких бутылочек вкручива­ют в локоны;

• закрепляют их на голове в вертикальном положении;

• в каждую из бутылочек наливают воду;

• живые цветы на коротких стеблях вставляют в локоны.

Прически не разбирали по нескольку дней, а то и не­дель. Для более длительного сохранения прическу смазы­вали помадой, жиром, яичным белком.

В 1770 г. произошел незабываемый факт в истории. От искр фейерверка, устроенного во время свадьбы бу­дущего короля Людовика XVI, вспыхивали, как порох, прически дам. Погибло более 500 человек, и вместе с ними и Легре — мастер, славившийся особой изощрен­ностью причесок: здесь и военные баталии, и любовные интриги, и т. д.

Француженки XVII1 столетия — невысоки, такие при­чески добавлял и даме рост.

Прически носили самые различные названия: «сенти­ментальная», «тайна», «грустная» и т. д.

Мастер Ленуар, водружая на голову королевы Марии Антуанетты прическу «фрегат» высотой 70 см, трудился на лестнице около 10 часов. Однажды из Версаля в Париж Мария Антуанетта согласилась ехать в карете стоя на ко­ленях, дабы не повредить прическу.

Можете себе представить, как непросто было носить такую прическу, сохраняя при этом непринужденную улыбку и гордую посадку головы (рис. 50).

Косметика. Много-много пудры и духов. Вне всякой меры применяется грим. Иногда мужья не узнавали даже своих жен. Все казались молодыми, так как грима столько, что не видно морщин. Пудры расходовалось так много, что возникали перебои с мукой.

КОНЕЦ XVIII в. НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МУЖСКОМ КОСТЮМЕ ФРАНЦИИ

КОНЕЦ XVIII в. НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МУЖСКОМ КОСТЮМЕ ФРАНЦИИ

Рис. 50. Сложные прически француженок, XVIII в.

Украшения. Нижнее белье украшалось серебром и золо­том, кружевной отделкой и богатой вышивкой.

Платья украшали бусами, кружевами, букетами, гир­ляндами из живых и искусственных цветов. Головные убо­ры украшай и павлиньими и страусовыми перьями. Богато украшались прически и обузь.

Дополнения. Женщины носили сумочку-помпадур для косметики, лорнет, перчатки, трость, легкий удобный зон­тик, муфту.

Обувь. Француженки носили маленькие изящные туф­ли из плотной дорогой ткани: атласа, парчи, бархата, с глу­боким вырезом и на высоком французском каблуке.

Дамы носили еще одни туфли — из шелка, украшенные вышивкой, лентами, драгоценными камнями и пряжками, на низком каблуке.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.