Кроме платьев в характере lingerie, продолжали пользоваться успехом костюмы. Носили костюмы двух видов: tailleur simple [18] и tailleur habille [19]. Первый был прямой, скромный, немного удлиненный и отделанный сутажом, жабо и пуговицами (ил. 111); второй — более нарядный, с жакетом a la Di — rcctoire [20], имевший лацканы и манжеты (ил. 112). Вначале костюмные юбки были предельно узкими, позднее слегка расширились, приобрели боковые складки, сверху до коленей абсолютно гладкие, а ниже часто заплиссированные. Делали их из шевиота или drap de soie и отделывали снизу широкой, более темной, чем ткань юбки, полосой.
Па увеличение объема костюма повлияли фабриканты костюмных тканей, сбыт продукции которых очень изменился в связи с маленьким расходом материала, употребляемого на костюм. Они нашли общий язык с парижскими портными, решив изменить крой костюма и тем самым увеличить потребление ткани.
Однако в 1909 г. появился введенный известными парижскими портными, например Дреколем, узкий костюм, открывающий ступни. Он положил начало так называемой «узкой моде». В 1911 г. спортивный костюм для туризма имел еще сборчатую юбку, едва показывающую башмаки, а в 1914 г., в период «узкой моды», у юбок были очень узкие подолы, иногда оканчива-
111. Прогулочный костюм и блузка, покрытая английской вышивкой. Шляпа отделана птичьими крыльями. Артистка Ф. Пихор-Сливицкая, 1911 г.
112. Прогулочный костюм. Артистка Л. Мессаль 113. Костюм с жакетом «овод», по мотивам мужской тужурки. Летний полосатый костюм, около 1911 г. |
ющиеся манжетами, застегивающимися на пуговицы. Честно говоря, трудно понять, как женщины вообще могли двигаться в этих юбках.
В 1907—1914 гг. костюмы отличались большой сложностью н фантазией. Следует подчеркнуть, в частности, удивительное р I птобразие полочек жакетов. Их делали то более короткими спереди, чем сзади, то наоборот, то в виде расходящихся зубцов п т. д. Чаще всего, однако, в пальто, жакетах и пелеринах capes (кап) полочкам придавали овальную форму, что напоминало крылья насекомых или полы тужурки. Появилось даже на — ииипе «жакеты-оводы» (йл. 113). Полы иногда составлялись из двух ярусов, выходящих один из-под другого. Типичный суконным костюм этих времен имел довольно длинный жакет, воротник шалыо и прямую юбку.
.Летом наряду с белыми костюмами tailleur на курортах • дли нггья вод» носили маленькие жакеты и открытые болеро, которые надевали на жилет. Легкие болеро с короткими рукавами, питые из хлопчатобумажного крепа, надевали поверх
Женский жакет с лифом, сконструированным специально к нему. Жакет сделан из коверкота, подкладка шелковая. Ширина отделочной строчки 1 см. Крой дан в половинном размере. Точками отмечены места соединения деталей:
7— перед лифа; 2— бочок лифа; 3 — спинка лифа; 4 — тесьма, удерживающая бюстгальтер; 5 — бюстгальтер; 6 — воротник жакета; 7— манжета; 8 — пат; 9 — перед жакета; 70 — бочок переда жакета; 77 — бочок спинки; 12 — спиика жакета; 13 — рукав; 14 — манжета
блузок с длинными рукавами и на жилеты с отстающим воротником a la van Dyck[21], который выпускался поверх бо
леро.
Рекламные костюмы братьев Якубовских из шевиота на шелковой подкладке стоили: foule — 35 руб., serge — 42 руб.
Женский костюмный жакет. Крой дан в половинном размере на конструктивной сетке того времени. Масштаб приблизительный:
I — рукав; 2 — перед и спинка жакета
Платье из темной шерсти, блузка из белого батиста, приколотая к платью запонками. Модель реформ, отвечающая гигиеническим требованиям. Крой дан в половинном размере. Штриховая линия обозначает место перегиба ткани:
I — лиф платья; 2 — рукав платья; 3 — блузка кимоно, скроенная из целого полотнища; 4—перед юбки; б — задняя часть юбки; в — .-шпонка