В романский период (период рыцарских походов) рыцарские доспехи оказывают влияние на форму и покрой верхней мужской одежды, которые, подобно рыцарской кольчуге, становятся более короткими и разнообразными по форме.
В костюме X в. по-прежпему сохраняются камиза и котта, но поверх нижней одежды теперь надевают блио — глухую накладную одежду. Блио представляет собой узкую полудлинную (длина низа варьируется отлипни коленей до середины икры) с заниженной отрезной
линией талии. Блио плотно облегает плечи, грудь и талию, расширяясь к бедрам. Рукава — цельнокроеные узкие, чуть расширяющиеся книзу. Расширяющаяся нижняя часть выкраивается в виде полукружий, которые прошиваются с талии спинки и полочек. Блио выполняется с большими боковыми разрезами, позволяющими видеть нижнюю одежду. Причем нижняя одежда и блио всегда контрастны по цвету.
В костюме, наряду с уже существующими, появляются новые штаны типа трико — шоссы. Шоссы — туго облегающие ногу штаны из эластичного сукна. Штанины не сшивались между собой.
Еще одна новинка — нарамник — прямоугольный или овальный кусок ткани, перегнутый пополам по линии плеч, с разрезами (не сшивающимися) по бокам и с вырезом горловины. Длина нарамника различна. Нарамник — основа многих видов средневековой одежды как мужской, так и женской.
Эстетический идеал. Красивой считается высокая женщина, с узкими плечами и стройной фигурой. В романский период влияние церкви на костюм значительно ослабевает, и хотя красота тела считается греховной, но проступает стремление подчеркнуть фигуру.
Нижняя одежда. Женщины, как и мужчины, носили одновременно две туники:
• Первая — нижння — длинная и широкая, с узкими длинными рукавами.
• Вторая — верхняя (рис. 27) — более короткая с короткими широкими рукавами или без них.
По горловине, низу изделия и рукавов располагалась украшенная вышивкой и цветной тканью кайма.
Рис. 27. Виды туник — средневековой нижней одежды женщин
Часть III. Искусство и костюм средних веков — О
В X в. появляется тенденция к созданию одежды облегающих форм. В костюме появляется узкий короткий жилет, подчеркивающий фигуру. Отделанный по краям вышивкой и галуном, жилет играл большую декоративную роль и поддерживал грудь. На бедрах располагался пояс, украшенный металлическими пластинками. Концы пояса завязывались спереди, он свисал почти до пола.
Женское блио, в отличие от мужского, было длиной до пола. Лиф блио глухой и узкий. Для облегания груди и талии боковые фигурные разрезы затягивались лентами. Короткие рукава к лифу пристегивались лентами. Платья были с глухим закрытым воротом. Силуэт костюма — трапеция: в плечах узкий, книзу — расширенный (рис. 28).
Верхняя одежда. Верхней одеждой был плащ-мантия — длинный, полукруглый, яркий, на тканевой или меховой подкладке (горностай, бобер).
Цвета. Как и в мужской одежде, в костюме богатых преобладали яркие цвета, бедных — темные.
Ткани. Использовали гладкокрашеные льняные, шерстяные, шелковые ткани.
Головной убор. Головным убором служил круглый (обычно белый) платок с отверстием для лица (рис. 29). Плечи и голова женщины полностью закрывались платком. Края этого платка закладывались в вырез блио. Сверху платок закреплялся обручем. Спрятанные у замужних дам волосы мог видеть только муж-господин и повелитель. Только он мог любоваться их красотой. Но женские длинные волосы остаются не завитыми.
Прическа. Девушки йосили длинные распущенные волосы или косы.
Замужние дамы заплетали косы и прятали их под головным убором.
Косметика. Косметика была запрещена церковью.
Рис. 28. Средневековое женское блио
Рис. 29. Круглый белый платок — головной убор средневековой женщины |
Украшения. Косы, в качестве украшений, были перевиты парчовыми лентами, обручами, венками и повязкой под подбородком. Костюм украшали фибулы, пояса. На руки женщины надевали кольца.
Дополнения. Женщины носили перчатки.
Обувь. Женщины носили обувь из цветной кожи в виде закрытых туфель на мягкой подошве без каблуков. Обувь по форме и материалу была сходна с мужской.