Рис. 13. Современный хай-текдизайн. 2000 |
С |
тиль жизни человека в конце XX в. определяет выбор модных направлений в костюме. Стремление к функциональности поглотило желание быть «модником ради эстетства». Такое отношение к жизни было характерно для дендизма XIX и начала XX вв. Изменения в костюме, соответствующем определенному стилю жизни, заключаются в удобстве ношения. Эстетика воплощается не в элегантном крое, а в жизненном ощущении. Красота XX в. более «рациональна». Самый характерный пример — это расцвет минимализма в костюме и дизайне интерьера (рис. 13).
Органичное перетекание моды в стиль привело к переходу от индивидуального восприятия к концептуальному, т. е. в моду стали входить не детали, становящиеся ее признаками, а определенные концептуальные решения. В конце XX в. темпы развития дизайна замедлились, но ускорился процесс сменяемости концепций. Про-
Стиль — это привычка, это вторая натура мысли. Ж. Ренар
изошел отказ от глобальности идей, они стали менее емкими и радикальными. Столицы моды утратили статус «диктаторов». Концептуальный подход к моделированию упростил процесс комбинирования частей костюма и, следовательно, стал предъявлять меньше требований к новизне и оригинальности элементов стиля. Подобная ситуация была невозможна в 20-е или начале 60-х годов XX в., когда моду определяли силуэт и пропорции частей костюма. Мода в этот период менялась медленнее, чем в XX в., потому что были важны нюансы этикета, символика туалета (рис. 14, 15, 16). В современном понимании средневековая культура была наиболее далекой от моды (культура жеста, по Жан-Клод Шмитт).
Составление каталогов жестов, определяющих моду, но бесполезных для объяснения феномена стиля в истории костюма, требует крайне тщательного и объемного исследования. Его результаты могут плодотворно сказаться на решении эргономических задач при подготовке рекламных фотосъемок, помочь искусствоведам и историкам театра, систематизирующим приемы живописцев и скульпторов, передавать мимику и позы.
Дизайнер не может рассматривать модель в статичном положении. Костюм как носитель стиля должен восприниматься в динамике, т. е. в своем естественном состоянии — на фигуре человека. Жесты и позы для дизайнера являются элементом, включающим в себя и социальные, и психологические характеристики человека.
Поэтому в отличие от специалистов других областей (антропологов, историков, скульпторов), классифицирующих жесты по собственным критериям, теоретики проектирования костюма могут использовать не перечень жестов и поз, а их качественные описательные характеристики (плавные, угловатые, напористые, эксцентричные и т. д.), т. е. неоднозначные оценки.
Когда стилист создает имидж манекенщицы, он продумывает и планирует ее жесты в зависимости от образа создаваемой модели или требований материала, из которого создан костюм (рис. 17).
Язык жестов, осанка, манера говорить, употребляя модные слова, определяют семиотическую основу образа, в которую модельер «вплетает» свой костюм. В результате анализа этой стилевой черты планируется рекламная стратегия при организации дефиле.
Только в XX в. историки и этнографы стали придавать серьезное значение жестам как показателям, «открывающим путь к пониманию культурного кода и эмоциональной жизни той или иной эпохи. Жест является показателем и средством социальной дифференциации общества»22, определяет их иерархию в любой эпохе.
Современный процесс проектирования костюма уже не обходится без анализа этой стилевой черты — «модели поведения». Получаемые в результате данные составляют базу для маркетингового планирования в индустрии моды.
Рис. 17. Модель Твигги. Английская манекенщица 70-х годов XX в.