— в Париже проходит Всемирная выставка, где представлены работы модельеров.
— выход Европе первого киножурнала.
1900 — изобретение дирижаблей «цеппелин».
— в Париже проходят Олимпийские игры. В программу впервые включены: крикет, крокет, регби, парусный спорт, футбол, поло и конный спорт.
— основание Дома моды «Дреколь» (Drecoll).
-производство джинсов «Ливайс» (Levi’s), принадлежа- 1902 щее Леви Страуссу (? — 1902 гг.), переходит к семейному концерну.
— изобретена первая двухсторонняя граммофонная пластинка.
— Жанна Ланвен (Lanvin 1867- 1946 гг.) создала коллек-
1903 цию одежды для детей, не похожую на модный костюм
взрослых.
— первый успешный полет самолета, изобретенного братьями У. и О. Райт.
— по 1905 г. — Русско-японская война.
— Поль Пуаре (Poiret 1879 — 1944 гг.) открыл свой салон моды. 1904
— парикмахер Чарльз Нестле ( Nestle) изобрел перманентную завивку волос.
— начинается промышленное производство материалов из вискозы.
1905 — по 1907 г. — в России происходит первая буржуазная революция.
— Поль Пуаре освобождает женское тело от корсета.
— А. Эйнштейн изобретает частную теорию относительности.
-открытие Дома моды «Ревиль и Росситэ» (Reville and Rossiter). 1906
— основание Дома моды «Гуччи» (Gucci).
— изобретение Марьяно Фортуни (Fortuny 1871 — 1949 гг.) 1 907 платья-туники из плиссированного шелка.
— изобретение русским инженером И. А. Адамианом системы цветного телевидения.
-во Франции выпущен первый мультипликационный 1908 фильм.
— парижским портным Кристофом фон Дреколем введен в моду узкий костюм, положивший начало узкой моде.
1909 — первые гастроли Русского балета в Париже.
— журнал «Vogue» покупает компания Conde Nast.
— открытие Дома моды «Женни» (Jenny).
— изобретение Полем Пуаре хромой юбки.
— в моду входит тюрбан.
— Коко Шанель (Chanel 1 883- 1971 гг.) открывает свой 1910 первый магазин шляп.
— по 1914 г. — появление нагой моды.
— в США появились первые домашние холодильники.
— Поль Пуаре изобретает юбку-брюки и вводит мягкий корсет, сохраняющий естественную осанку женщины.
1911 — создание в Париже «Лиги новой моды».
— Поль Пуаре открывает собственное производство духов.
— появляются шемизетки (легкие блузки, манишки) из гипюра, туфли «лодочки».
-открытие Дома моды «Мадлен Вионне» (Vionnet 1876 — 1956 гг.) и распространение кроя по косой.
— изобретение электрощипцов для завивания волос. 1912
— Люсьен Вогель основывает самый стильный и респектабельный иллюстрированный журнал «Gazette du bon ton», использующий последние достижения в полиграфии.
— наступила перемена в крое дамской верхней одежды (пальто). Плечи — покатые, рукава короткие, силуэт овальный.
1913 — впервые полотно «джерси» было использовано для создания спортивной одежды (коллекция Коко Шанель).
— открытие Дома моды «Прада» (Prada).
— журнал «Harper’s Bazaar» покупает издательская империя «Herst».
— на заводах Форда был впервые применен конвейерный
1913 способ сборки.
— Поль Пуаре создал фильм о своей коллекции, где предлагались брюки для женщин по мотивам шаровар Бакста.
— по 1918 г. — Первая мировая война.
— Жанна Пакен (Paquin 1869 — 1936 гг.) первая устраивает дефиле, сопровождаемое музыкой.
— введен материал, названный органди (просвечивающий батист). 1914
— Люсьен Лелонг (Lelong 1889 — 1958 гг.) представил свою первую коллекцию.
— создается футболка (окончательно вид современной футболки сложился в 60-е годы), использовавшаяся как нижнее мужское белье военных.
— открытие в Нью-Йорке Питером Пауэлсом первого модельного агентства.
— появляется «военный кринолин», который выйдет из моды в 1917 г.
1915 — появление в моде шляпки «колокол». Мода на них продлится до середины 30-х годов.
— Германия впервые в мировой истории применила боевые отравляющие средства. В качестве оружия массового поражения был применен хлор.
— Джон Редферн (Redfern 1853 — 1929 гг.) создает первую 1916 женскую униформу для Красного Креста.
— в России происходит социалистическая революция. 1917 — возврат к моде предвоенных лет.
— по 1919 г. — в моду входит силуэт «веретено», или «эллипс».
— основание Дома моды «Фенди» (Fendi). 1918
-открывается Дом моды Жана Пату (Patou, 1 8801936 гг.) — первого модельера спортивной одежды.
— открывается Дом моды «Шанель».
1919 — открывается Дом моды Эдуарда Молине (Molyneux 1891 — 1974 гг.).
— открывается Дом моды «Агюстабернар» (Augustabemard 1886-1946 гг.).
1919 — открывается школа Баухауз (Bauhaus) в Веймаре. Про
существует до 1933 г.
— длина платья дошла до середины икры.
— начало стиля «ар-деко».
— зарождение кинетического искусства. 1920
— закрытие Дома моды «Джон Редферн».
— по 1922 г. — в моду входит бочкообразный силуэт, подчеркнутый сильными сборками, а позднее складками.
— изобретение Элизабет Арден (Arden) водостойкой туши 1921 для ресниц.
— Эрнест Бо создает первые синтетические духи — «Ша нель № 5».
— выход в свет романа Виктора Маргерита (Margueritte) «Женщина — холостяк» («La Garconne»), давшего название новому
направлению в моде — унисекс. 1922
— образование Советского Союза.
— в Италии к власти приходит Б. Муссолини (Mussolini 1883 — 1945 гг.).
— Германия объявляет бойкот импорту французской одеж ды до 1924 г.
1923 -открытие Модного Дома моды Нормана Хартнелла (Hartnell 1901 — 1979 гг.).
— входит в моду прямоугольный силуэт.
— возрождение Дома вышивки «Лесаж» (Lesage). Впервые Дом был открыт в Париже в 1868 г.
-по 1925 г. — массовое увлечение короткими стрижками ‘a la garcone (под мальчика).
— в моду входят джаз и чарльстон (с 1929 г. это увлечение 1924 уже не носит столь массового характера).
— открытие Дома моделей «Люсьен Лелонг».
— открытие первого Дома моделей Кристобаля Баленсиа-ги (Balenciaga 1895 — 1972 гг.).
— собственный Дом моды открывает Марсель Роша (Rochas 1902- 1955 гг.).
1925 — в Париже проходит Всемирная выставка декоративного искусства, в которой участвуют и модельеры из России.
— начинается повсеместное использование лака для ногтей.
— Коко Шанель изобретает маленькое черное платье.
— Дом моды «Ланвен» первым начинает заниматься модой
для мужчин. 192 6
— широкое распространение получили свитера.
— появился трикотаж из фильдекоса и искусственного шелка.
— изобретение звукового кино.
1927 — открылся Дом моды «Луизбуланже» (Louisebolanger).
— открытие своего магазина — «Все для спорта» — Эльзой Скьяпарелли (Schiaparelli 1890 — 1973 гг.).
— открытие Дома моды Мегги Руф (Rouff 1896 — 1971 гг.). 1928
— по 1933 г. — мировой экономический кризис.
— открытие первых бутиков — маленьких магазинов при 1929 Домах высокого шитья. Одними из первых были бутики
спортивной одежды Пату и аксессуаров от Шанель. — Дом Жака Дусе (Doucet 1853- 1929 гг.) объединился с Домом моды «Доулле» (Doeuillet). Компания закрылась в 1937 г.
-Жак Хейм (Heim 1899 — 1967 гг.) открыл собственный Дом моды.
— Майнбуше (Mainbocher 1891 — 1976 гг.) стал первым салоном моды, открытым в Париже американским дизай — 1930 нером.
— Коко Шанель создает и показывает в своих коллекциях сумку из стеганой кожи на длинном ремне, ставшую одним из символов продукции Дома «Шанель».
1931 — открытие Дома моды «Алике Бартон» (Barton). Впоследствии, с 1942 г. — Дом моды «Мадам Грэ» (Gres).
— Марсель Роша первым создает женский повседневный брючный костюм — прообраз современного делового костюма. 1932
— открытие Дома моды Нины Риччи (Ricci 1883 — 1970 гг.).
— огромным спросом пользуются мокасины.
-Дом «Эрмес» (Hermes) выпускает свой первый шелко-
1933 вый платок.
— Эльза Скьяпарелли начинает карьеру модельера, показывая в Париже свои первые модели.
1933 — становится популярным использование шорт в повседневной одежде.
— закрытие Дома моды «Агюстабернар». 1934
— открытие Дома Джузеппе Матли (Mattli, 1907 — 1982 гг.).
1935 — открытие салона модной одежды Эльзы Скьяпарелли.
— произошло слияние Домов моды «Ревиль и Росситэ»
и «Ворт» (Worth). 193 6
— в Великобритании и Германии начали выходить регулярные телепередачи.
— закрытие Дома моды «Сестры Калло» (Callot Soeurs), oc — 1937 нованного в 1895.
-Жак Фат (Fath 191 2- 1954 гг.) открывает свой салон в Париже.
— в моду входят платформы в обуви.
— создание подплечников и их широкое использование
в модной одежде. 1938
— изобретение синтетического материала — нейлона.
— по 1939 г. — Кристобаль Баленсиага, Майнбуше и Люсьен Лелонг показывают коллекции моделей, ставшие прототипами моды «New Look».
— начало Второй мировой войны.
1939 — закрытие Дома «Луизбуланже».
— Мадлен Вионне перестает заниматься созданием одежды.
— временное закрытие Дома «Шанель».
— Чарльз Джеймс (James 1906 — 1978 гг.) открыл собственный Дом моды. 1940
— производятся первые чулки из нейлона.
— закрытие Дома моды «Женни».
— изобретение нового материала — полиэстера.
1941 в США принимается закон о ленд-лизе, и в Европу начинают поступать товары из Америки.
— Гитлер оккупирует Париж и пытается перевести Веду — 1942 щие дома моды в Вену.
1943 — создание первого компьютера.
— бутик «Шанель» в Париже продолжает торговать духами 1944 даже во время оккупации.
— завершение Второй мировой войны.
— Пьер Бальмен (Balmain 1914 — 1982 гг.) открывает свой
— Парижский синдикат Высокого шитья устраивает турне выставки «Театр моды»,в которой представлены работы 53 Домов моды.
— Луи Реад (Reard) и ЖакХейм одновременно изобретают и предлагают «бикини».
— Марсель Роша первым применяет в своей коллекции гипюр. 1946
— в Европе работает 106 Домов моды.
— в СССР создан первый в Европе ядерный реактор.
— Кристиан Диор (Dior 1905- 1957 гг.) представил свою первую самостоятельную коллекцию, породившую моду
1947 «New Look».
— начинается выпуск духов «Мисс Диор».
— первое проведение Каннского фестиваля.
— изобретение Кристианом Диором платья для коктейля. 1948
— учреждение в Каннах Дома моды «Луи Ферро» (Louis 1949 Feraud).
— открытие в Афинах салона модной одежды Джорджа Ставрополоса (Stavropoulos 1920 — 1990 гг.).
— в Риме открывается Модный дом княжны Ирины Галици — 1950 ной (Galitzine).
— представление первой коллекции Пьера Кардена
1951 (Cardinpofl. 1922 г.).
— Эмилио Пуччи (Pucci 1 91 4- 1992 гг.) открывает свой
Дом моды и изобретает брюки «капри».
— открытие первого салона «Юбер де Живанши» (Givenchy)
и изобретение блузы «Бетина», названной в честь попу — 195 2 лярной топ-модели Бетины Гразиани (Graziani).
— основание компании «Хлое» (Chloe).
— создание первой термоядерной бомбы.
1953 — основание компании «Миссони» (Missoni).
-Дом мадам Пакен (Paquin, 1869 — 1936 гг.), основанный в 1891 г., объединяется с Домом моды «Ворт» под маркой «Paquin &Vorth».
— возвращение Коко Шанель к работе модельера.
— Кристиан Диор вводит в моду линию «Н» для вечерних 1954 туалетов.
— Эльза Скьяпарелли оставляет карьеру модельера.
-дизайнер обуви Сальваторе Феррагамо (Ferragamo 1898 — 1960 гг.) изобретает каблук-шпильку.
— открытие в Лондоне первого бутика Мэри Квант (Quant
1955 род. 1934 г).
-Дом «Кристиан Диор» вводит новые силуэты костюма, напоминающие буквы Y и А.
— представление первой коллекции Луи Ферро.
— Роже Вивье (Vivier род. 1913 г.) изобретает каблук, скошенный внутрь.
— закрытие Дома «Пакен» и «Ворт».
— выходит фильм «Baby Doll», давший название новой моде, популяризирующей в повседневной одежде элемен — 1956 ты, характерные для дамского нижнего белья (кружева, рюши, бантики, ленточки и карамельные цвета), изобретение лайкры.
— запущен первый искусственный спутник Земли.
1957 — открытие Дома моды Ги Ляроша (Laroche 1923
1989 ц.).
— Пьер Карден изобретает платье-пузырь (bubble).
— закрытие Дома моды «Джеймс».
-Ив Сен-Лоран (Saint Laurent род. 1936 г.) в Доме моды «Диор» представляет коллекцию, в которой он предлагает силуэт «трапеция».
— создание первой промышленной линии одежды уни- 1958 секс. Впервые была разработана Пьером Карденом.
-началось промышленное производство искусственного эластичного волокна — спандекса.
-применение синтетических нитей лайкра, придающих ткани эластичность.
— Международный синдикат моды принял решение устанавливать генеральную линию моды для европейских стран два раза в год.
— Пьер Карден создает первую в Европе коллекцию «pret — a-porter», до этого существовавшую только в Америке
1959 как «ready-to-wear».
— открытие Валентино Гаравани (Garavani род. 1932 г.) Дома моды «Валентино» (Valentino).
— Чарльз Джордон (Jordan 1883 — 1976 гг.) становится дизайнером и производителем обуви для Дома «Кристиан Диор».
— Марк Боан (Bohan род. 1926 г.) становится арт-директо — ром Дома моды «Кристиан Диор» (до 1989 г.).
— в Ливерпуле была основана музыкальная группа «Битлз» 1960 (Beatles).
— изобретение мини-юбки Мэри Квант и Андре Куррэжем (Courreges род. 1923 г.).
— изобретение медикаментозных противозачаточных средств.
— основание Дома моды «Андре Куррэж».
— русско-итальянский дизайнер Олег Кассини (Cassini
1961 род — 1913 г.) становится официальным дизайнером гардероба Жаклин Кеннеди (Kennedy).
— основание Дома моды «Ив Сен-Лоран».
— первый полет человека в космос.
— основание компании «Дженни» (Genny) Арнольдом и До — нателлой Джиромбелли (Girombelli).
— Эймис Харди становится первым кутюрье женского пла — 1962 тья, который проектирует одежду и для мужчин.
-открытие первого бутика «Биба» (Biba), основанного Барбарой Хуланики (Hulanicki род. 1936 г.).
1963 — закрытие Дома моды «Дреколь».
-Жерар Пипар (Pipart род. 1933 г.) становится главным дизайнером Дома моды «Нина Риччи».
— Андре Куррэж первым показал коллекцию одежды в «космическом стиле». 1964
-Американцы начали военные действия во Вьетнаме.
Война во Вьетнаме закончится в 1973 г.
— Карл Лагерфельд (Lagerfeld род. 1938 г.) начинает разрабатывать коллекции для Домов моды «Фенди» и «Хлое».
— основание Дома моды Эмануэля Унгаро (Ungaro 1965 род. 1933 г.).
— показ первой коллекции Милы Шон (Schon род. 1919 г.).
— Пако Рабанн (Rabanne род. 1934 г.) представляет свое первое платье из пластика.
— Ив Сен-Лоран включает в коллекцию женский смокинг.
— показ первой коллекции фирмы «Миссони».
— открытие собственного Дома моды и показ первой са — 1966 мостоятельной коллекции Пако Рабанна.
-Лесли Хонби (Hornby род. 1949 г.), более известная как Твигги (Twiggy), названа «Лицом года».
— Баленсиага уходит из индустрии моды.
-открытие своего Дома моды Соней Рикель (Rykiel род. 1930 г.).
1968 — основание Дома моды Зандры Роудс (Rhodes род. 1940 г.).
— представление первых коллекций «экологического стиля».
— открытие первого бутика Джил Сандер (Sander род. 1943 г.).
-Жан-Шарль де Кастельбажак (Castelbajac род. 1949 г.) создает свою первую коллекцию для предприятия своей семьи. 1969
— Нил Армстронг, командир космической экспедиции «Ап — полон 11» впервые ступил на поверхность Луны.
— Кензо Такада (Kenzo род. 1939 г.) открывает первый бутик в Париже.
— открытие первого бутика Вивьен Вествуд (Westwood род. 1941 г.).
1 970 открытие собственной фирмы Джорджо Армани (Armani род. 1934 г.). распад группы «Битлз».
— Иссей Мияке (Miyake, род. 1938 г.) открывает в Токио свою дизайн-студию и бутик «Джангл Джеп» (Jungle Jap).
— Эдвард Хофф (Intel) создал первый микропроцессор.
— вводятся новые правила принятия в «Синдикат высокой 1971 моды».
— закрытие Дома моды «Магги Руфф».
— показ первой самостоятельной коллекции Иссей Мияке. 1971
— Йоджи Ямамото (Yamamoto род. 1943 г.) начинает собственное дело в Японии под маркой Vs.
1 972 — Лаура Бьяджотти (Biagiotti род. 1943 г.) открывает свою первую фирму.
— основание линии «Библос» (Byblos).
— Тьери Мюглер (Mugler род. 1948 г.) начал создава|ь кол — 1973 лекции под собственным именем.
1 974 — открытие Дома моделей «Тьери Мюглер».
— показ первой коллекции Жан-Поль Готье (Gaultier
— представление коллекции Ив Сен-Лорана по мотивам русского костюма.
— открытие салона моды Ханай Мори (Mori род. 1926 г.).
1 977 — открытие фирмы «Жан-Поль Готье».
— открытие дизайн-студии авангардной городской одежды Хельмута Ланга (Lang род. 1956 г.).
— открытие Дома Кристиана Лакруа (Lacroix род. 1951 г.).
— открытие Дома моды «Жан-Шарль де Кастельбажак». — основание собственного предприятия Джанни Версаче 1 978
(Versace 1946 — 1997 гг.).
— открытие Дома моды «Джанфранко Ферре» (Gianfranco
1979 — открытие Дома Клода Монтана (Montana род. 1949 г.).
— Вивьен Вествуд показывает свою первую коллекцию в Париже.
— Азедин Алайя (Alaia род. 1940 г.) показывает свою первую коллекцию. 1981
— Кристиан Лакруа возглавляет линию «Houte couture» Дома моды «Пату».
— показ первой коллекции Йоджи Ямамото.
1 982 — в России создан первый персональный Дом моды Славы Зайцева.
— Карл Лагерфельд возглавил Дом «Шанель».
— открытие Дома моды Франко Мосчино (Moschino 1950 —
1994 гг.). 1983
-показ первой коллекции Рей Кавакубо (Kawakubo род. 1942 г.) под маркой «Comme de Garcons».
— появление сотовой телефонии.
— Вивьен Вествуд создает первую в Европе спортивную обувь, разработанную модельером.
1984 — Карл Лагерфельд представляет первую коллекцию под своим именем.
— Джон Гальяно показал свою первую коллекцию.
— Андре Куррэж продаст свое предприятие японской компании «Итокин».
— в связи с угрозой распространения СПИДа появляется тенденция в одежде антисекс.
— Эрве Леже (Leger род. 1957 г.) открывает свою дизайн- студию, работающую для «Ланвен», «Хлое», «Чарльз Джордан» и др. 1985
— Дрис ван Нотен (van Noten род. 1958 г.) открывает собственную фирму.
— Мартин Ситбон (Sitbon род. 1951 г.) представляет свою первую коллекцию.
— Доменико Дольче (Dolce род. 1958 г.) и Стефано Габбана (Gabbana род. 1962 г.) представили свои первые коллекции.
— Кристиан Лакруа представляет свою первую коллекцию и открывает собственный Дом моды, входящий в компанию LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy).
1987 — Исаак Мизрахи (Mizrahi род. 1961 г.) открывает свою собственную компанию.
— Мартин Ситбон становится ведущим дизайнером Дома моды «Хлое», из которого уйдет в 1991 г.
— Миучия Прада (род. 1949 г.) создает первую коллекцию 1988 pret-a-porter для собственного Дома моды.
— Дом «Кристиан Диор» возглавляет Джанфранко Ферре.
1989 — Клод Монтана возглавляет Дом «Ланвен».
— Мартин Маржела (Margiela род. 1957 г.) показывает в Париже свою первую коллекцию.
— Том Форд (Ford род. 1962 г.) становится арт-директором 1990 Дома моды «Гуччи».
1991 — Дидье Лекоане (род. 1955 г.) и Эман Сагар (Sagar
род. 1957 г.) основали собственный Дом моды «Lecoanet Hemant».
— закрытие Дома «Норман Хартнел».
-начало популярности стиля «гранж», продлившегося до 1997 г. 1992
— Карл Лагерфельд вновь становится ведущим дизайнером Дома «Хлое» (до 1997 г.).
-Оскар де ла Рента (de la Renta род. 1932 г.) возглавил 1993 Дом «Бальмен».
-Александр Мак-Квин (McQueen род. 1969 г.) открывает собственную фирму.
— Дом моды «Кензо» покупает группа компаний LVMH.
— Антонио Берарди (Berardi род. 1968 г.) начинает работать под собственной маркой.
— Том Форд возглавил компанию «Гуччи». 1994 — Марк Джейкобе (Jacobs род. 1960 г.) начал создавать
одежду под собственной маркой.
1995 _ Джон Гальяно (Galliano род. 1961 г.) становится творческим директором Дома моды «Живанши».
-Дом «Диор» возглавляет Джон Гальяно.
-Дом моды «Ги Лярош» возглавляет Мишель Клейн (Klein).
— компания «Феррагамо» покупает Дом моды «Унгаро».
— показ первой самостоятельной коллекции Александра 199 6 Мак-Квина, в которой были представлены изобретенные
им блумстеры (очень короткие шорты).
-Стелла Макартни (McCartney род. 1971 г.) становится арт-директором Дома моды «Хлое».
— Дом «Версаче» возглавила Донателла Версаче.
— Дом «Диор» возглавил Александр Мак-Квин.
1997 — Дом «Эрмес» пригласил ведущим дизайнером женской линии бельгийца Мартина Марджела (Margiela род. 1957 г.).
— Клод Монтана становится ведущим дизайнером Дома моды «Ланвен».
— в моду входит минимализм, популярный почти до 2000 г. 1997 — руководство фирмой «Миссони» взяла на себя Анжела
Миссони.
-Дом «Эрмес» представляет свою первую коллекцию pret-a-porter, разработанную Марком Джейкобсом. 1998
— Натали Жерве становится ведущим дизайнером Дома моды «Нина Риччи».
— в мужскую европейскую одежду входит юбка.
— Кензо Такада передает роль ведущего дизайнера Жилю 1999 Розье.
— дом «Ханай Мори» возглавила Памела Мори.
— линию pret-a-porter Дома «Ив Сен-Лоран» возглавил Альбер Эльбас.
— фирму «Эрве Леже» возглавил Джером Дрейфус.
— Том Форд становится ведущим дизайнером Дома моды
«Ив Сен-Лоран». 2000
— группа LVMH приобрела имя «Донна Каран» (Donna Karan), Дом моды «Пуччи».
Рис. 2. Жак Пату с работницами аталье. 1920 — 1930 гг. |
… мода — это средство художественного выражения, которое при всей своей недолговечности, при очевидной разнице в масштабах может быть приравнено к архитектуре или к живописи.
Кристиан Диор
П |
роблема стиля занимала умы XX столетия не ради эпистолярного интереса, а потому, что стиль является неким инструментом, с помощью которого возможно «читать» историю искусств, в том числе и искусство костюма.
Часто наши современники, занимающиеся исследованиями процесса стилеоб — разования и моды, путают эти понятия, полагая, что мода — тоже микростиль.
Понятия «стиль» и «мода» безусловно связаны, но каждый имеет свои законы формирования и временную протяженность. Многочисленность определений «моды» и «стиля» совершенно размыли границы этих понятий, затрудняя не только работу историков, теоретиков, искусствоведов, но и практиков в области проектирования костюма. Выявление черт стиля или моды позволяет работать грамотно, профессионально, а значит — более эффективно.
Процесс стилеобразова — ния или моды, как река, несет в своем потоке все, что попадается на пути. Как известно, существуют фильтры, очищающие воду; так и стиль — это то, что осталось отфильтрованным временем и образом жизни людей, которые породили этот стиль.
Стиль можно рассматривать «линейно» — как сменяющие друг друга этапы изменения форм, цвета, деталей, а можно подойти к нему как к объемному, пространственному понятию, как к замкнутой системе, которая отличается своей «нормой» и законами построения, повторяемостью и принципами формирования.
В искусствознании довольно широко распространена традиционная схема развития стилей, опубликованная в серии работ по истории искусств и костюма, где, начиная с древнейших времен и по сегодняшний день, перечисляются «персоны грата», их костюмы, среда и… стиль. Это своеобразные энциклопедии, подробно описывающие элементы костюмов, но в них практически нет глубокого анализа причин и закономерностей принципиальных перемен, произошедших в искусстве костюма или среды.
Существует и другой подход, когда всю историю материального искусства делят на два или три этапа, границы которых обозначены более четко, и глубина их весьма осязаема. К таким авторам относится немецкий историк искусств Э. Кон-Винер, проводивший свои исследования архитектурных объектов. Всю историю искусств он делит на три основных стиля:
классический (Рим, Греция);
абсолютистский (Средневековье, барокко, рококо, XIX в.);
психологический (середина XIX — XX вв.).
Каждый из стилей имеет свои этапы развития форм, их членений, цветовых характеристик и орнаментации. Причем орнамент Э. Кон-Винер считает «разрушителем» целой формы и сигналом к ее смене.
Отсутствие общепринятого мнения по вопросам периодизации и классификаций стилей явилось основанием для проведения самостоятельных исследований в области костюма. Полученные результаты позволяют нам дать ответы на некоторые существующие в стилеобразо — вании вопросы, а также вооружить будущих художни — ков-стилистов профессиональными знаниями.
Чтобы понять, как складывается стиль в истории костюма и в других жанрах искусства, необходимо:
определить основные направления стилистики как самостоятельной области знаний;
дать определение понятию «стиль»;
определить морфологию стиля для теории проектирования костюма XX в.
Последовательно рассмотрим все эти вопросы.
Невозможно познать конкретное общество, не желая узнать моды, царившей в нем.
Костюм изобличает нравы, и, для примера, наряды гражданок Тал ьен и Богарне помогают постичь сознание, сформированное Термидором.
Анатоль Франс в предисловии к первому изданию «Des Dames etdes Modes»1
А |
нализом произведений литературы и живописи занимаются соответственно филология и искусствоведение. Многие поколения исследователей в этих науках не только накопили собственный методологический инструментарий, но и создали традиции и законы профессиональной среды. В моделировании костюма тоже постепенно формируется аналитический и терминологический аппарат, отражающий особенности своего времени. Новая область знаний, обладая прикладным характером, адаптирует имеющиеся в других сферах методы исследований и терминологию. Культурология, этнография, эстетика, психология, философия
Всякая истина проходит в человеческом уме через три стадии: сначала — «Какая чушь!», затем — «В этом что-то есть»,
наконец — «Кто же этого не знает!». Александр Гумбольдт
М |
атематические методы в теории моделирования одежды первоначально применялись для прогнозирования ближайших изменений в моде и сбора статистических данных для анализа рынка, но постепенно вошли и в аналитику стилевых тенденций. В 70-е годы XX в. их стали использовать для создания многомерных классификаций2 стилей. Применение точных, объективных критериев для столь неоднозначных понятий
и история искусств обеспечили для изучения костюма массив фундаментальных гуманитарных знаний. Социология, лингвостилистика, семиотика и экономика приобщили к ним способы числовых измерений и описания явлений.
«Великие имена», технологии и новые теории XX в., объясняющие процессы стилеобразования и создания моды, кардинально отличают ее от функционирования в предыдущие эпохи, поэтому в начале XXI в. необходимо убедиться в состоятельности новых подходов к моделированию костюма и формированию стилей.
Существует мнение современных культурологов и искусствоведов, что за последнее столетие в истории костюма сложились только моды, а стили в дизайне одежды, как прикладной области искусства, не отразились. Они объясняют эту ситуацию созданием в XX в. сознательно стимулируемого рынка, динамика которого не позволяла (или просто не успевала) отразить поиски, происходящие в искусстве.
В качестве альтернативного мнения дизайн одежды признается самым мобильным из всех видов искусства и наиболее близким к эстетическим и бытовым потребностям человека. На дизайн — сферу, наиболее приближенную к производству и повседневной жизни человека, оказывают большое влияние социальные и политические факторы, от которых академические искусства «удалены».
Изменения в костюме опережают естественный органический процесс как «стиль» и «мода», не всегда логично укладывающихся в рамки эмпирических исследований, результаты которых позволили выдвинуть теорию искусственно создаваемых стилей и рассчитать вероятность появления определенных силуэтов в моде последующих лет.
В данном разделе стилеобразующий процесс анализируется с помощью новой методики, позволяющей минимизировать математические расчеты, но при этом получить более точные данные об изменениях костюма в XX в. и о перспективах появления новых модных течений.
Предлагаемая методика анализа интересна тем, что ее легко может освоить не только далекий от математики специалист в области моды, но и человек, не являющийся экспертом в моделировании одежды.
Способ представления информации в этой книге дает возможность сравнить математический подход, основанный на процедурах «нечеткой логики», с рассуждениями специалистов, использующих культурологический подход (изло-
эволюции культуры, причем, авторы приведенных мнений подчеркивают мысль о разных путях, которыми проходит стилеобразование XX в. в прикладных и академических искусствах. Эта особенность проявилась достаточно наглядно только в прошедшем столетии, т. к. до середины XX в. не существовало истории костюма как самостоятельной дисциплины и специалистов по моделированию одежды.
Это замечание делает крайне интересной задачу найти стиль в истории костюма XX в. и сравнить результаты поиска с параллельно происходящими изменениями стилей в живописи и скульптуре.
Как известно, терминология любой профессиональной среды отличается от дефиниций теоретиков и практиков из других сфер. «Стиль» и «мода» в представлении искус — / ствоведов, дизайнеров и модельеров отличаются / собственной спецификой / в отношении не только терминов, но и происходящих событий4.
Поэтому в данном разделе мы описываем теоретическую модель представлений о формировании модных и стилевых явлений, присущую только дизайнерам, и ни в коем случае не претендуем на всеобъемлющий характер представленной информации.
женный в левой колонке), основанный на эмпирических суждениях и анализе исторических фактов.
Авторы не искали противоречий между рассматриваемыми методами, а предоставили взаимодополняющую информацию, на основании которой читатель уточнит или опровергнет выводы, сделанные с помощью этих методов.