Итак, следующим видом костюма назовем хитон — прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, так что линия сгиба ткани пройдет вдоль левого бока туловища. На рис. 11 этот способ ясно виден. Хитон может быть открытым и закрытым. В последнем случае он сшивается сбоку. Если отогнуть верхний край хитона параллельно плечам, хитон примет более сложную форму и, будучи опоясанным, представит классическое одеяние женщин эпохи Гомера. Ткань такого хитона может быть украшена орнаментом в разных количествах, тем более что складок такая одежда не образует.
В таких одеждах на вазовой живописи изображаются служанки, участницы процессий (рис. 17). В такой одежде выступал хор греческого театра в 1938 году в Эпи- давре. Но стоит прибавить количество ткани в ширину, как излишек ее образует складки, и хитон приобретает характер драпированной одежды, которая может быть короткой (спартанцы обоего пола, воины, юноши) и длинной (у женщин, мужей и старцев), с отворотом и опоясанной по талии, по бедрам и крест-накрест на груди. Последняя форма опоясывания, образуя подобие рукавов, являет пример ионического
хитона (рис. 18, 9а, б,в). Подобный хитон представлен в скульптуре «Возничего из Дельф» и в скульптуре Эрмитажа «Эриния» (рис. 21), в барельефе того же музея «Гибель нио — бид» (см. рис. 10) и т. д. Надо заметить, что наш Эрмитаж необыкновенно богат «одетой» античной скульптурой, но, к сожалению, она не часто репродуцируется (рис. 22).
Рис. 17 |
Хитон плиссированный обязательно имел орнаментальную кайму по подолу (рис. 20, 23). Отворот хитона мог создаваться самостоятельной тканью — отдельным куском и драпироваться на плечах, спускаясь каскадными складками вдоль груди (см. рис. 24).
Рис. 24а |
Рис. 24г |
Рис. 246 Рис. 24в
Такая «накидка» могла состоять из двух полотнищ, и различные способы скалывания обеспечивали разнообразную конфигурацию складок, а сколотые на плечах края ткани образовывали ложный рукав. Хитоны, как дорический — простейший, так и ионический — сложный, скалывали из двух полотнищ, закрепляя их крючками на плечах и вдоль рук. Известно, что женщины иногда надевали два хитона, тогда последний (верхний) был значительно короче.
Современная сцена и экран накопили уже немалый опыт воссоздания хитонов, но в каждом случае художник для выявления эстетической подлинности прибегает к кажущемуся ему наиболее правильным решению. И несмотря на то что Леон Эзей оставил схемы, зарисовки и фотографии, которыми иллюстрированы все мировые издания истории костюмов, в каждом частном случае, как я уже говорила, ищется свое, наиболее оптимальное решение.
Рис. 24д |
Отменно были сделаны хитоны для хора в «Антигоне» Пирейского театра. Скроенные (это не оговорка) из тарной ткани, плотные и гибкие, они имитировали греческую одежду способом, доступным для выявления хореографического единства рисунка движения хора. Рукава в действительности были пришиты к прямоугольнику верхней части хитона. Последний под поясом на талии был отрезным. Но все это, артистически исполненное, не вызывало чувства подделки, наоборот. С умом сконструированные, хитоны великолепно укладывались монументальными складками на плечах, ниспадали к земле, округло обрисовывали коленопреклоненные фигуры, вторя малейшему движению единого тела группы хора.
В современной практике формирования хитонов употребляется способ сборки ткани на плечах и по линии рук
или плиссировка. Последний способ себя оправдывает, особенно если он выполняется не на прямом куске, а выкроенном по окружности (в просторечье «четверть солнца», «по — лусолнце»).
Рис. 24 ж |