Женский костюм эпохи ампир стал строгим, скромным, без корсета и каркаса. Впервые, в зависимости от назначения, платья стали разделять на летние, парадные, даже визитные и уличные. В течение дня костюм меняли неоднократно. Считалось, что у дамы должно быть 365 шляпок, столько же пар обуви, но только 12 рубашек.
Нижнее белье. У женщин того времени появляется ночная рубашка. Женщины носят чулки, панталоны, нижнюю рубашку.
Нижняя одежда. Женщины носили платья с завышенной талией, глубоким декольте. Бальные платья до 1810 г. имели съемный шлейф.
В 1810 г. в платье появляется корсет, юбка приобретает вид неширокого колокола, с пышно украшенным подолом. Платье имело рукава с маленькими буфами, в виде фонарика, на широком манжете (рис. 54).
Верхняя одежда. Появляются короткая курточка — спенсер и однобортный редингот, повторяющие своими линиями и размером силуэт, покрой и форму деталей платья.
Иногда в гардеробе женщин присутствовали русские шубки и множество накидок.
Цвета. В первые годы XIX в. в основном платья белого цвета, позднее однотонные и светлые, и еще чуть позже стали носить платья различных цветов, но сшитых из однотонной ткани.
Рис. 54. Платье с завышенной талией, декольте, рукавами с буфами — мода начала XIX в. |
Ткани. Для летних платьев использовали легкие ткани: батист, шелк, лен, муслин; для парадных — атлас, тафту, бархат; для визитных — легкую шерсть, причем независимо от времени года. По этому поводу во Франции даже сложилась поговорка: «Чтобы быть красивой, можно и пострадать» — это дословный перевод, потом в России перефразированный как «Красота требует жертв». Верхние одежды шили из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Эти одежды декоративно отделывались бархатом, атласом, в холодное время года они простегивались на вате или утеплялись мехом.
Головной убор. Фасоны головных уборов менялись часто. Чаще всего носили шляпку фасона «кибитка».
В период с 1812 г. до 1814 г. носили шляпы, напоминав-‘ шие военные кивер.
На бал надевают из кисеи закрученные тюрбаны (рис. 55).
Прическа. Они меняются очень часто, одновременно с платьями и несколько раз на день. Прически были из локонов, короткие, иногда носили «греческий узел».
Украшения. Модная женщина выглядела, как витрина ювелирного магазина: массивные античные орнаменты на платьях; золотое шитье по шлейфам платьев; кольца на всех пальцах; браслеты; на шее золотые цепочки с часами, колье, жемчужные нити; на голове драгоценные диадемы, шпильки для волос; всевозможные пряжки (например, женщины на поясе носили пряжку из серебра, золота, стали, к ней подвешивали на цепочках наперстки, ножнички, флакончики с нюхательной солью и т. д.); камеи, имитирующие античные образы.
Юбка по низу платья украшалась пышными оборками, кружевами.
Дополнения. Женщины носили длинные лайковые перчатки. По правилам этикета женская рука должна быть
Рис. 55. Виды шляпок 10-20-х гг. XIX в.: «кибитка», «военный кивер», тюрбаны из кисеи
о—————————- История костюма
закрыта, поэтому женщины перчаток не снимают ни на улице, пи в помещении. Перчатки украшали вышивкой.
Модные женщины закутывались в очень дорогие кашемировые шали, которые во время военной экспедиции Наполеона были привезены из Индии.
Дополнением служили небольшие расписные веера. Дамы, туго затянутые в корсеты, веером обмахивали лицо и шею.
Важным модным дополнением была богато вышитая сумочка типа кисета — ридикюль, в котором дамы носили носовой платок, веер, духи.
Еще одно дополнение — маленький зонтик от солнца.
Обувь. Женщины носили легкие туфли с узким носом, без каблука и с лентами, которые обвязывались вокруг ноги.
Появляется домашняя одежда — кружевной пеныоар.
Простые люди носили костюм того же модного силуэта, что и все городское население, но их одежды были более скромными по отделке и более теплыми.