Работа над историческим костюмом огромна по диапазону, так как включает костюм сословий, чиновников, костюмы военных и духовенства, служащих и мастерового люда. И сложна эта работа потому, что время действия далеко от нас, его приходится воссоздавать, пользуясь «мертвым» материалом. Дело «оживления» целиком лежит на художнике, режиссере и актере.
Это большой и сложный творческий процесс, требующий глубокого изучения любого косвенно или прямо относящегося к данному событию или персонажу материала. Нужно, очевидно, исчерпать все источники по данному разделу или теме, чтобы, как это делает археолог, восстановить по остаткам развалин облик всего здания. Очень убедителен приводимый ниже отрывок из воспоминаний режиссера Эйзенштейна о работе над фильмом «Александр Невский».
«… А как ходили в XII веке? Как произносили, как кушали, как стояли? Неужели застилизовать экран под обаятельные горельефы бронзовых ворот Софийского собора и даже несколько более молодой Кенигсбергской летописи? Как "расправиться" с костюмами, невольно диктующими "иконописный" жест новгородского письма? Где прощупать живое общение с этими далекими и вместе с тем близкими людьми? Смотришь со стен башен на тот же пейзаж, на который глядели они, и стараешься проникнуть в тайну их ушедших глаз. Стараешься уловить ритм их движения через осязание тех редких сохранившихся вещей, что прошли через их руки: два позеленевших носатых сапога, извлеченных с топкого дна Волхова, какой-то сосуд, какое-то нагрудное украшение… Пытаешься вшагаться в их походку по деревянной мостовой, покрывавшей улицы Господина Великого Новгорода, или по слою дробленых звериных костей, чем была утрамбована Вечевая площадь»[11].