Cтилевое развитие костюма советского периода представляет собой культурологический феномен, ставящий под сомнение все научные теории и модели функционирования стиля и моды, существующие в Европе. Взорвав в начале XX в. евроазиатское пространство альтернативной политической идеей, революция 1917 г., уничтожив многие приоритеты в между — государственных отношениях, сформировала культуру нового исторического типа, стиль советской России, подлежащий беспристрастному изучению, на которое не способен, как утверждают, современник, но к которому всегда обязан стремиться историк.
Формировалась культура нового исторического типа. В условиях информационного голода в СССР сложился стиль, который никак не был связан с европейской модой того периода, и нисколько не странно, что он узнаваем до сих пор.
Советский стиль выражался не только в способе ношения одежды, но и в постепенно сложившемся особом отношении к костюму и поведению в обществе.
Российские живописцы начала XX в. осваивали и по — своему интерпретировали все самые авангардные направления европейского искусства. Именно предчувствия нового толкали художников на открытия в искусстве. Естественно, мода как один из барометров общества отражала даже то, что не могла выразить живопись.
Футуризм, зародившийся в Италии63, нигде не получил таких ярких и многочисленных последователей в лице талантливых творцов, как в России. К тому же российский «кубофутуризм» яростно отстаивал собственные приоритеты, самостоятельность и даже первородство. Позаимствовав идею «планирования искусства будущего», русские художники восприняли ее и адаптировали к собственной свободе и жажде творческих экспериментов.
К концу 1907 г. первый этап русского авангарда был подготовлен: в Москве и Санкт — Петербурге возникали и сменяли друг друга выставочные объединения — братьев Бур — люков, группа Н. Кульбина «Треугольник», «Венок-Сте- фанос», «Золотое Руно» и др.
В отличие от Западной Европы в России искусство всегда очень зависело от политики. В этот период развитие живописи и поэзии, теат — ра и музыки как бы опережало свое время. Уходя от изящного модерна, авангардисты пытались найти новые способы самореализации, складывались новая цветовая гамма и принципы формообразования.
У истоков русского авангарда стояли профессиональные талантливые художники64, а не бунтари-самоучки, желающие привлечь внимание общества.
Постепенно идеи авангарда будут восприняты всеми сферами искусства и дойдут до костюма и театра.
Серьезное внимание к европейцам (Матисс, Брак, Пикассо, Ван-Донген, Марке и др.) к 1911 г. сменяется пристальным интересом к российскому искусству всего культурного сообщества. Успех дягилевских «Русских сезонов» в Париже становится дополнительным тому подтверждением. Поль Пуаре, фаворит моды тех лет, с большим энтузиазмом подхватывает идею, воплощенную Л. Бакстом65 в сценических костюмах Русского балета. И в 1912 г. витавшая ранее в воздухе идея увлечения Востоком охватывает весь Париж.
В самой России так же настойчиво заявляют о себе ростки новой эстетики. Те, кто через несколько лет станет теоретиком и практиком в области проектирования текстильных изделий, в период Первой мировой войны закрепляют свой профессионализм в экспериментах с формой и цветом, объемом и фактурой. Вплоть до революции 1917 г. «футуристические» поиски не касались костюма и массовой моды, все эксперименты в этой области были индивидуальными, как, например, всем известная черно-желтая «кофта фата» В. Маяковского, парчовые пиджаки В. Каменского, раскрашивание лиц в группе М. Ларионова и т. д.
Медленно развивающееся промышленное производство в России вело к созданию новых принципов дизайна. Во многом определили дальнейшее стилевое развитие европейского искусства законы, по которым работали кубисты, супрематисты, аза- тем, в послереволюционный период, конструктивисты: лаконичность форм, контрастные цвета, четкость линий и соотношений цветовых пятен в композиции.
В этот период художники, уже ощущающие давление политических коллизий, пытаются отказаться от всего, что мешает движению ново-
Рис. 104. Спортивный парад. 1936 |
го искусства вперед. Публичный скандал и эпатаж, прежде являвшиеся для футуристов естественным законом поведения и необходимым принципом в работе, заменяются приемами пропаганды и агитации. Постоянные выставки, чтение лекций о современном искусстве, создание и издание манифестов позволяют художникам объяснить свои позиции и вызвать живой интерес общества.
Большая часть художни — ков-авангардистов 10-х годов уже была известна не только в России, но и в Европе. С приходом новой власти каждый художник должен был определить свои политические симпатии и собственно художественные перспективы. Большинство из тех, кто впоследствии стал легендой советской культуры, по тем или иным причинам отказались от эмиграции. Обманчивая свобода первых послереволюционных лет вселяла надежды, свойственные подавляющей части русской интеллигенции. Будущие светила мирового небосклона, известные русские живописцы, теперь пытались приспособиться к требованиям нового времени.
Естественно, что никто из живописцев, графиков и фотохудожников не собирался посвящать себя развитию текстильной промышленности и искусству набивных рисунков. Н. Удальцова пишет в 1917г.: «Февральская революция застала меня в союзе с Малевичем. Плохие материальные условия заставляют меня взяться за декоративные работы. Появляется на сцене Давыдова Наталья Михайловна, которая отбирает наши беспредметные рисунки, очень неаккуратно платит за них, отдает вышивать в артель около Киева — в Вербовку, делает выставку этих вышивок. Вышивки были действительно изумительны, на белом шелку сияли цветные вышивки шелком же, изумительное мастерство, вышивки все пропали»66. Прежде не занимавшиеся орнаментацией тканей профессиональные художники вынуждены прийти в текстильную и легкую промышленность.
С этого момента (19171919 гг.) меняются не только модели одежды и орнаменты в тканях, но и назначение костюма. Теоретики этого периода заявляли, что нужно не создавать отдельные удобные вещи, а искать и формировать свой стиль, отличный от стилей других стран.
В. Степанова писала в своей ретроспективной книге «Человек не может жить без чуда» об отрицании искусства и отсутствии преемственности в конструктивизме, базируясь на новой социальной теории, критикуя прежние постулаты определения сти — ля67. «Стиль как организованная форма эпохи, — утверждала В. Степанова, — канонизируемая не в принципе, а во внешнем проявлении этой формы — теряет свой смысл в эпоху индустриальной культуры, когда внешняя форма не имеет своей ценности ввиду легкости ее изменения и производства и когда важен только принцип и процесс, для осуществления чего данная вещь предназначается <… > Сегодня, когда лозунгом эпохи является «временное и преходящее», не может быть больше монументального стиля в смысле оформления каких-то условно-характерных особенностей внешней формы в единый комплекс внешней формы сегодняшнего дня — в этом только и есть характерная особенность — когда на место статического предмета, элемента поставлены функция, действие, динамика — тектоника»68. «Буржуазным наследием» объявлялось все, что являлось художественной ценностью до революции.
Если Европа после войны делала упор на роскошную и беззаботную жизнь, на эстетику (красота выше функциональности, основа моды — светский костюм), то в России костюм нужен был для работы (основной принцип — целесообразность и экономия).
К одежде предъявлялись требования свободы движения, униформенности, ибо «основной закон социализма» уравнивал всех трудящихся не только в правах и обязанностях, но и в одежде. Конструктивизм как культ новой эстетики вполне отвечал этим задачам.
Из профессиональных модельеров царской России в этом направлении работала Н. П. Ламанова69. Впоследствии она создала методологическую базу всего советского моделирования. «Задача создания художественного костюма сводится к сочетанию фигуры, назначения и материала в общую форму — максимально прекрасную в представлении эпохи и лица. Все это можно выразить практической формулой: для чего, для кого, из чего и все это синтезируется в как»70.
Костюмы, созданные в стране, которая никогда не была законодательницей моды, не имела своей школы и традиций моделирования, постепенно становятся узнаваемыми и интересными для европейского мира, приобретают свой стиль. Он сочетает динамику экспрессионизма, четкость членений формы конструктивизма, лаконичность кубизма и изобразительность супрематизма.
В костюме художники продолжают воплощать принципы «нового» искусства вплоть до 1924 г.; этот период можно назвать самым продуктивным и творческим. Над орнаментами для тканей работают К. Малевич, Н. Удальцо — ва, Л. Попова, А. Экстер,
В. Степанова, эскизы костюмов и аксессуаров делают в этот период Н. Ламанова,
В. Мухина, А. Экстер, Л. Попова, А. Родченко, Г. Клуцис и др.
Рис. 105. Фирменная марка «Москвошвея» |
Еще нет агитационных рисунков на тканях (они будут создаваться только во второй половине 20-х годов), но уже есть потребность в создании тканей промышленным способом. Главной тематикой разработок художни — ков-экспериментаторов становятся два направления в проектировании костюма: одежда для производства — прозодежда и спортивная одежда.
Для создания прозодежды в 1919 г. была организована ассоциация «Москвошвей» при ВСНХ (Всесоюзный совет народного хозяйства), которая объединила швейные предприятия и ателье. Поначалу задачей «Моск — вошвея» было изготовление военного обмундирования для Красной Армии. Позже между предприятиями ассоциации появилось разделение по назначению: для деревни, прозодежда и гражданская одежда.
Не следует думать, что все население России за 7 лет экспериментов было переодето в рабочую одежду и спортивную форму. Наряду с этой одеждой у революционно настроенной молодежи появились кожаные куртки («кожанки») и красные косынки. «Возрождается хитон (толстовка). Особенно твердо подчеркивается пояс (горизонталь), примирение горизонтали с вертикалью — воротник»71.
На характер экспериментов 1919 г большое влияние
Рис. 106. Рисунки массового костюма А. Экстер |
Рис. 107. В. Степанова. Спортивный мужской костюм. 1923 |
Рис. 109. В. Степанова. Рисунокдля Рис. 110. В. Степанова. 1924 ткани. 1924. Бумага, гуашь |
Рис. 111. В. Степанова. Спортивный Рис. 112. Модель спортивного костюма, мужской костюм. 1923 Проект В. Степановой. 1924 |
оказала военная форма. Экономный крой, зависимость силуэта от пластических свойств имеющихся тканей, отсутствие каких-либо признаков пола (производственная одежда мужчин и женщин почти не отличалась ни по крою, ни по цвету) стали основными чертами первых опытов прозодежды. Постепенно прозодежда вошла и в театральный костюм {рис. 108).
Советская женщина со временем получила доступ к работе на руководящих производственных должностях. Это позволило в короткие сроки адаптироваться к функциональному гардеробу, оставив минимальные украшения и декор для выходов «в свет». Художники, стремившиеся реализовать свои творческие планы, уходили в театр или на производство. Л. Попова и В. Степанова с 1923 по 1924 гг. работали на 1-й ситценабивной фабрике. Эскизы к спектаклю «Смерть Тарелкина» и другим постановкам В. Мейерхольда стали иллюстрациями новых разработок художников, занимавшихся моделированием.
С введением НЭПа возникла потребность в дорогой и роскошной одежде, для изготовления которой открылись частные мастерские — Н. Ламановой и А. Федоровой. Наряду с этим появилась необходимость особого центра моделирования. Таким центром стало ателье мод на Петровке, 12 под руководством О. Д. Сеничевой — Кащенко.
В 1922 г., после образования СССР, встал вопрос об обеспечении модной одеждой огромной страны, с ее многонациональным населением и разным уровнем быта. Художники разрабатывали одежду не столько эстетичную, сколько технологичную и функциональную, без излишеств и украшательства, даже в вечерних туалетах. Однако все, что им удалось сделать к концу 20-х годов, до сих пор рассматривается как «чистое искусство» и самый достойный этап большого стиля. В эскизах
A. Родченко, Э. Лисицкого,
B. Степановой, А. Экстер и др. не было признаков моды, но они соответствовали духу времени, и их идеи послужили основой для многих коллекций одежды в других странах. В тот период не было возможности использовать дорогие ткани, но были доступны ручная вышивка и аппликации. Художники на-
Рис. 113. Директор-организатор первого Ателье мод О. Д. Сеничева-Кащенко
ходили неожиданные цветовые решения, придумывали новые технологии. Ателье мод, где работали В. Мухина,
А. Экстер, Е. Прибыльская, продемонстрировало свои модели на Всесоюзной художественной выставке 19 октября 1923 г. (почетным председателем худсовета был В. И. Ленин).
Одна из моделей получила «Гран-при». Это был комплект, состоящий из трех частей, из материалов, контрастных по цвету; каждую из частей можно было носить отдельно. Первая представляла собой длинное прямое платье с широкими рукавами
и маленьким воротником, вторая часть, надетая поверх первой с укороченными рукавами, создавала выходной костюм; третья, из шерстяной ткани, была отделана вышивкой и могла служить верхней одеждой.
Главным творцом тех лет в текстильной индустрии была признана Н. П. Ламанова. Парижская выставка 1925 г., на которой модель, созданная Надеждой Ламановой совместно с Верой Мухиной, получила «Гран-при», позволила авторам не только показать свои работы, но и узнать о новых европейских тенденциях.
Ткани, разрабатываемые
В. Степановой, Л. Поповой и А. Родченко, не могли быть широко использованы в массовом производстве, но все же к концу 1924 г. было внедрено более 40 новых авторских разработок. Вышивки и орнаменты тканей, сделанные советскими художниками в это время, были действительно новаторскими. Это были геометрические орнаменты, создававшие интересные оптические эффекты. Они претендовали на особую роль в формообразовании и восприятии костюма.
Споры о массовой моде возникали не только среди художников, но и представи — тел ей власти. Период между двумя войнами был полон жестоких противоречий как в политике, так и в социальной сфере. Тот, кто надеялся на временность и близкий конец советской власти, потерял веру в восстановление демократических институтов.
Советский стиль в одежде реально складывается в эти годы из смеси «нэпманской» моды и новой пролетарской эстетики.
«…Если в России можно было совершить революцию в течение нескольких дней, то образ жизни, суперсоци — альные и психологические структуры не могли исчезнуть так быстро», — констатировал современный зарубежный историк72.
Символика нового режима распространялась повсеместно. Рисунки на тканях носили агитационный характер, в орнаментах преобладали изобразительные производственные мотивы (серп, молот, колосья пшеницы, тракторы и т. д.).
Осип Брик вульгаризаторски подытоживал в статье «От картины к ситцу», опубликованной в ЛЕФе: «Живопись — это не «картины», а вся совокупность живописного оформления быта. Ситец — такой же продукт художественной культуры, как картина, и нет оснований проводить между ними какую-то разделительную черту <…>, художественная культура будущего создается на фабриках и заводах»73.
В этот же период молодые выпускники ВХУТЕИНа обратились к «жанру художественного оформления зна — мен»74. Искусственно создаваемая мода потребовала от художников и «народных масс» понимания ее задач, объединяя людей, различных по своему происхожде-
Рис. 114. Обложка журнала «Ателье» |
нию, национальности, взглядам и вкусам, которых нужно было одевать, обучать, воспитывать и т. д.
Для работы в первом советском журнале моды «Ателье» пригласили сотрудничать (или хотя бы поставить имя) А. Бенуа, А. Головина, И. Грабаря, К. Юона, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водки — на, К. Сомова, А. Ахматову,
С. Городецкого, Ф. Сологуба, К. Федина, М. Шагинян, А. Эфроса и многих других.
В единственном вышедшем номере этого журнала обсуждались не только мода, но и новый советский «Манифест» создания современного быта.
Рис. 115. Эрте в окружении звезд. 1925 |
О костюме в этом журнале писали талантливые люди, являющиеся специалистами в искусствознании, живописи, поэзии, но они были крайне далеки от моды. В Европе к этому времени уже существовали все авторитетные сегодня журналы моды; процветала модная иллюстрация. Фаворитами в области европейской модной иллюстрации и рисунков для орнаментации тканей были художники, выехавшие из России в 10-е годы, — Роман Тыртов (Эрте) и Соня Делоне (рис. 115).
Конец 20-х годов был для развития советского стиля критическим временем. Большинство художников-живо — писцев во второй половине 20-х годов были вынуждены уйти из сферы текстиля, а к началу 30-х — и из театра. В лучшем случае они преподавали во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе или занимались полиграфией. Э. Лисицкий возглавил архитектурный факультет (1921 г.), А. Родченко стал деканом факультета металлообработки (1920 — 1930 гг.), В. Степанова в свои 30 лет получила должность профессора на текстильном отделении
ВХУТЕМАСа.
Заслуга этих художников состояла не в количестве
внедренных ими в производство образцов и фасонов, а в создании принципиально нового подхода к костюму и формировании школы. ВХУТЕМАС был не только «кузницей» кадров, но и идеологическим центром, где создавались профессиональный язык, новые средства художественной выразительности, методология и профессиональные приемы. Для самобытного стиля была необходима серьезная теоретическая основа и добротная школа прикладных дисциплин.
Хотя советский стиль во многом вобрал в себя принципы авангардной живописи, постепенно он стал наиболее ярко отражаться в текстильном рисунке, моделях костюмов и др. У этого времени не было потребности в талантливых живописцах, ему требовались профессионалы прикладного искусства. Создавать проекты будущего, нарушая связь времен и традиций, не опираясь на прошлое, было сложно, а использовать лучшее, накопленное опытом старой России, не позволяла идеология. На заседании методической комиссии75 ВХУТЕИНа в 1929 г. были приняты основная целевая установка и программа подготовки: «Принимая во внимание, что советский текстиль может быть одним из важнейших предметов экспорта, задача художественного оформления приобретает важное экономическое значени е <. . . > Поэтому специалист должен обладать высокой художественной культурой и достаточным запасом знаний в своей узкой специальности для внесения действительной художественной культуры в массовый советский текстиль»76.
Эта установка повлияла на образовательный процесс77 и в дальнейшем отразилась на результатах работы специалистов в промышленности. В результате произведения в конструктивистском духе стали заменяться более фантазийными изделиями, смягченными пластическими элементами и декором. Для всеобщего контроля был введен всем известный метод коллективной работы и критики. Начиная с 30-х годов в работе советских модельеров главной задачей становится обеспечение нужд производства. В реальности же промышленное производство костюма в СССР никогда не соответствовало запросам моды. Оно было не настолько мобильным, чтобы следовать за изменениями моды в костюме, и не настолько оснащенными, чтобы соответствовать требованиям модельеров.
Проекты действительно талантливых советских ху — дожников-модельеров выполнялись в экспериментальных цехах Домов моделей, открывшихся в послевоенное время. Фабрики же производили массовую продукцию, далекую от модных стандартов и технологий. Отношение к моде в стране было неоднозначным. Было экономически невыгодно производить одежду, в которой учитывались бы изменения в моде — отсюда фасоны, рассчитанные на нейтральное отношение к моде и сезону. Иметь обширный гардероб могли себе позволить немногие.
Свободного рынка не существовало, стимулировать продажи в централизованно управляемой текстильной промышленности и всесоюзной торговой сети не было возможности. Путь от создания модели до ее реального внедрения в производство был слишком продолжительным. Обычно к концу этого пути модель изменялась так, что становилась трудноузнаваемой (по отношению к первоначальному эскизу), поэтому большинство удачных моделей так и не увидело своего массового покупателя.
Но, развиваясь вплоть до конца 60-х годов без прочной связи с «зарубежьем», советская школа78 моделирования становится узнаваемой для европейцев. Чтобы компенсировать недостаток информации о смене моды и найти собственный творческий источник, не связанный с дореволюционным прошлым или «буржуазной» эстетикой, в Домах моделей и экспериментальных лабораториях обращаются к народному костюму и природным мотивам. Эта тенденция будет культивироваться почти до времен перестройки. Переработка действительно богатого исторического наследия народного костюма многонационального государства делает советский стиль интересным. Одежда разделяется по назначению, полу, сезону и возрасту.
Чтобы помочь людям подобрать себе индивидуальный гардероб или сшить одежду, скрывающую недостатки фигуры, в России в 1934 г. проводится первое в стране серьезное научное исследование, посвященное
!$33. П»г. ти<* з» ик|>- :к v. f-it гссдк*. Су. докд м«:<ч k. j.vv д»у*. цшгхом. КМКл in.:.. г. Материк -1 м.- -.у If’.ii. ! — дйну 1” кяг 11.1ГЯ* JK^P’.V. уду и »<-?18комй УЯ.-ГЯ и хлсук» »*rr«, Шврт. Т* 3′ — «v-.rr’.l. 1535. К 2TTMJ ‘ ■ • рш…. Платье ю фдкщк ■J • по Ю*Г* г.’.гчв. Отд. луц кчьмой нл« Gii -. л *.\e u.-i:-J-o. 11Р ;и-та л — • «*— = -.ч. Фл»п<*лн 5 же»р. 15%. ГГ*:>- на ШГ|Ч-.Й, < .V*w* -‘рх** W. Wм-s ift* «ну я. ?Лмф«. Шгр* ПМ 3 Ж-‘ Г/Vrt. | г V’. Плузл «л к:ел" •. 0»д<мхд М*к;и*ке5 Шслхл?.’«?тра. I53S. И»вт>-л 5*.» илрсгл Вяуи дхкжгл» н »яа гс хлмл. Ю&а наги короче спереди. Шер::» 3‘. — м Рис. 116. Обложки журнала «Моды солона». Около 1928 |
Рис. 117. Костюм тружеников села. Советский научный работник Окуличев среди животноводов села Сливполе. Русенко. 1957 |
костюму. Выходит книга
С. Беляевой-Экземплярской «Моделирование одежды по законам зрительного восприятия». В ней нет ссылок ни на одно русскоязычное издание, но предлагается «база для дальнейших исследований и опытов при конструкции одежды»79. Эта книга наряду с теоретическими положениями, основами наколки Н. Ламановой и статьями В. Степановой о костюме составляет теоретическую основу советского моделирования.
К этому времени в Европе уже используют систему кроя по косой, а в России еще только начинают разрабатывать стандарты швейной промышленности, размерные и полнотные характеристики современных фигур. К началу Второй мировой войны в России уже была своя текстильная и, что немаловажно, химическая промышленность, создававшая синтетические материалы для текстильной индустрии. Сформировались идеал советской женщины и соответствующее понимание о красоте мужчины. В этот период стилевые образы России и Европы, предлагаемые модельерами, сильно отличаются друг от друга.
Но от предыдущего периода 20-х годов в советском
моделировании остались основы рационального подхода к проектированию одежды, аскетичность в аксессуарах и особая любовь к символике революции. В годы войны силы модельеров были направлены на работу для фронта, пошив военного обмундирования, телогреек и т. д. Естественно, ни о какой моде речь идти не могла; людям не во что было одеваться, нечего есть. Военные, социальные и политические катаклизмы, убийственные для человека, разумеется, всегда разрушительны и для стиля.
В конце войны и после победы в страну хлынул «трофейный» поток вещей и тканей из Германии. Они познакомили Россию с материальной европейской культурой и модой 30 — 40-х годов и стали для модельеров источником новых знаний. Помимо новых тканей, технологий обработки, цветовых сочетаний, фасонов и орнаментальных мотивов в советскую моду приходит образ, созданный довоенным зарубежным кинематографом. Трофейные фильмы о «красивой жизни» довольно долго еще будут отвлекать советских людей от тягот послевоенного быта. Артистические образы Марики Рёкк, Вивьен Ли, Дины Дурбин и др. приобретут популярность и станут предметами подражания.
И все же советский стиль не был разрушен ни войной, ни серьезным влиянием Запада. Он остался цельным. Как ни странно, но именно для европейского костюма в этот период характерен временной «откат» в моде, «скачок» ко временам, предшествующим 30-м годам. После всех нововведений, сделанных для раскрепощения женщины Полем Пуаре, Коко Шанель, Марселем Роша и Кристобалем Баленсиагой, европейская мода после войны, в 1947 г., возвращает
ся к сильно приталенному силуэту с пышной юбкой, характерному для исторического костюма XVII в.
Советские женщины не могли себе позволить сшить подобный костюм. Да и откуда было взять столько ткани, сколько требовалось на платье New Look. Надо учитывать еще и государственную политику СССР конца 40 — и начала 50-х годов, которая провозглашала беспощадную борьбу с «космополитизмом» и «тлетворным влиянием Запада». (Борьба «на поражение» велась на всем культурном фронте, поруганию подверглись художники, писатели, поэты, композиторы, кинематографисты — М. Зощенко, А. Ахматова, Д. Шостакович, В. Мурадели и др.).
Но, чтобы советские люди после войны вспомнили о «правильном» каноне красоты, а женщин. ы могли следить за новинками отечественной моды, в 1944 г. принимается решение о создании журнала мод. И сразу после победы, в июне 1945 г., выходит в свет первый номер.
После долгого перерыва открыл свои двери Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту. Несмотря на все хозяйственные и экономические трудности, Дом моделей и фабрики «набирают обороты» и пытаются создать новую советскую (или социалистическую) моду. В то же время большинство российских женщин, желающих хорошо одеваться, начинают шить себе одежду в ателье или у портних, работающих дома. С красивыми тканями в этот период возникают проблемы. Поэтому все, что можно переделать из вещей, присланных из Европы, стараются использовать. Таким образом обновляется цветовая гамма советского костюма, он становится более нарядным. Чтобы пропагандировать «лучшую жизнь» и поднять легкую промышленность, Дома моделей, которые существовали в этот момент уже не только в Москве, но и в столицах союзных республик, начинают создавать экспериментальные цеха и разрабатывать перспективные коллекции.
Эти коллекции имели совершенно иную направленность, чем вещи, создаваемые «по заказам фабрик». Утвержденные во Всесоюзном Доме моделей образцы и фотографии дефиле показывались художникам других моделирующих органи-
заций. Вместе с рекомендациями искусствоведов и конструкторов их издавали в виде альбомов, которые являлись для профессионалов главным источником сведений о современной моде.
Рис. 120. Модель мужского костюма 50-х годов. Москва |
На всю страну в этот период готовил специалис — тов-модельеров всего один вуз — Московский текстильный институт, который распределял выпускников по всему Союзу. Единственная школа обеспечивала единый подход к моделированию одежды80. Художники работали на телевидении, в театрах, на фабриках, в ателье и Домах моделей. В конце 50-х годов уже можно было заметить первые признаки реального функционирования моды в Советском Союзе. Появилась потребность людей в обновлении образа жизни. Но представления о нем формировались не отдельными личностями, как в начале функционирования советской власти, а коллективами. Имена авторов сегодня хорошо известны историкам, но в те годы коллективная работа не всегда давала возможность проявиться индивидуальности. К первому поколению художников можно отнести модельеров 40-х годов
Ф. А. Гореленкову, Е. А. Федотову, М. Д. Плотникову,
Рис. 121. Модель вечернего платья 50-х годов. Москва |
А. Бланк и др. Их интересные и яркие модели представляли собой стилизации народных костюмов. Второе поколение представлено художниками М. А. Вышеславцевой, К. Е. Божневой, В. И. Араловой, А. А. Левашовой, Л. К. Ефремовой, Л. А. Турчановской, А. Ф. Куличевым и др.
Только третье поколение (60 — 70-х годов) художников (В. Зайцев, Г. Зейналов,
С. Качарава, Т. Осьмеркина, Л. Телегина, В. Булгаков,
А. Игманд и др.), уже по-новому осмыслило и воплотило в своем творчестве использование национального наследия в современном костюме. Их модели несли уже более органичный сплав новаторства, традиций и современного общеевропейского стиля.
Советский человек не должен был выделяться из общей массы ни костюмом, ни манерами, поэтому, когда в 50-е годы появляются так называемые стиляги — молодые люди, желавшие подражать европейской моде, их на первых порах стараются не замечать, а затем в принудительном порядке заставляют носить «одежду, достойную советского общества».
Хотя в России не было недостатка в талантливых художниках, они не могли продуктивно работать с швейными и трикотажными производствами и принятыми технологиями. Мода порождала ажиотаж и неконтролируемый спрос, приводящий к спекуляции, что для государственной политики было крайне нежелательно. Поэтому в Дюссельдорфе в 1957 г. состоялась конференция, обсуждавшая вопрос о моде в странах социалистического лагеря. Было принято решение, что для социалистических стран мода менее важна, чем для стран капитализма. Происходила интеграция сил стран социалистического лагеря, и с целью создания продукции более высокого качества создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Были разработаны единая методика конструирования и принципы моделирования одежды. В рамках совета организовывали обмен делегациями художников, технологов, показы коллекций разных стран и т. д. Импорт одежды из социалистических стран, которые были гораздо ближе к современному дизайну, чем Россия, стал еще одним
источником информации о модных тенденциях. Он показал, насколько красивые вещи можно делать, даже используя низкосортное сырье (из СССР в те годы экспортировали лен, хлопок и древесину).
Всесоюзный Дом моделей начал устраивать публичные демонстрации коллекций, продавал выкройки, давал рекомендации по подбору тканей. Особую значимость для становления советской школы моделирования приобрел международный фестиваль моды ЭКСПО-67, в котором наряду с развитыми капиталистическими странами принял участие Советский Союз. Это была настоящая школа для российских модельеров — ведь на подиуме были показаны коллекции лучших европейских Домов от кутюр.
К ведущим советским художникам этого периода можно отнести Л. Телегину, А. Трофименко, В. Зайцева, Т. Осьмеркину, И. Булгакова, Г. Зейналова и др.
Параллельно с Домами моделей непосредственно при фабриках формировались творческие лаборатории, которые возглавили художники Е. Скворцова,
С. Жовтис и др.
Естественно, что пропаганде советского стиля немало способствовал кинематограф, в техническом смысле более прогрессивный, но идеологически еще более приспособленческий, чем мода. Кино демонстрировало образы современных деловых женщин — директоров заводов, учителей, врачей, ученых, актрис, инженеров, председателей колхозов, — что визуально закрепляло характерологические черты в действенном восприятии.
С начала 60-х годов два раза в год проходила демонстрация новых коллекций всех Домов моделей обширной страны. Они представляли, как и в Европе, осеннезимнюю и весенне-летнюю коллекции.
На эти модели не распространялись государственные стандарты, необходимые для коллекций серийного производства. Изначально одеждой для легендарного широкого потребления (ширпотреба) и экспериментальными разработками занимались разные художники и конструкторы, так как перед ними ставились разные задачи. Поэтому связь между тенденциями моды и реально продаваемыми моделями была с трудом уловимой.
Все модели при разработке конструировались на стандартный 48-й размер по новым утвержденным стандартам и впервые введенным полнотным группам. Основы конструирования были изменены (по сравнению с довоенным кроем), и применялся расчетный метод И. А. Тер-Овакемяна, возглавлявшего отдел конструирования в ЦНИИШПе81. Этот метод учитывал антропометрические данные стандартных фигур советских людей. Измерения, характеризующие «среднестатистических» женщин и мужчин СССР, серьезно отличались от европейских стандартов.
Требовалось быстрое и универсальное решение, которое могло бы вывести легкую промышленность страны из кризиса. Одним из вариантов было создание специального художественно-конструкторского бюро (СХКБ) в Москве, возглавляемого А. А. Левашовой. У модельеров этого бюро появились возможности, не предоставляемые ранее ни одной моделирующей организацией СССР. Это была настоя — щая лаборатория, в которую поступала самая новая информация о европейской моде, о последних дефиле и технологических разработках. Туда попадали молодые специалисты, полные фантазии и энтузиазма. Это были первые профессиональные модельеры и дизайнеры, работавшие в соответствии с мировыми тенденциями.
Лекала, присылаемые Домом моды Dior, быстро изменили представления советских модельеров о принципах построения костюма. Связи поддерживались с Домами моды YSL и Pierre Cardin. Именно СХКБ принадлежала идея проведения научно-исследовательских работ по изучению спроса и прогнозированию модных тенденций. Это был принципиально новый подход, позволивший творческой группе изменить взаимоотношения с производством и организацию работы в собственном бюро. Именно в СХКБ стали проектировать первые торговые марки. Профессиональные художники-графики занимались дизайном фирменных знаков и логотипов, затем использованные на фабриках для новых производственных линий.
Если на показы Всесоюзного Дома моделей приглашались специалисты, директора фабрик, представители власти, то просмотры СХКБ
были в основном закрытыми. Коллекции СХКБ создавались партиями по 300 экземпляров на подшефных предприятиях, производивших поставки только в ограниченный круг определенных магазинов.
Рис. 123. Костюм в стиле «шанель». 60-е годы |
Расширившийся доступ к информации и предоставление фотографий европейских коллекций в журналах мод позволили советскому обществу постепенно преобразиться внешне, а Домам моделей пересмотреть свои представления об эстетическом идеале времени.
Общесоюзный Дом моделей поддерживал постоянные контакты с Домами моделей, созданными в различных городах страны, — Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Львове и т. д. (всего их было около 15). Важную роль сыграли творческие отчеты всех Домов перед ответственной эстетической комиссией. Это были подробные обсуждения каждой коллекции, где отмечались достоинства и недостатки моделей, отбирались лучшие предложения, которые выше поднимали планку профессионального уровеня модельеров.
На этих заседаниях формировалась концепция советского моделирования. Теперь предложения европейских художников по костюму учитывались, но от российских модельеров все-таки ожидали, что они будут создавать нечто свое, самобытное и универсальное с использованием накопленных традиций и интуитивного опыта. В выступлениях членов эстетической комиссии звучали призывы не столько следовать последним новинкам моды, сколько создавать
модели и ткани, соответствующие требованиям культуры одежды. Поиск культурных образов, которые являются вехами современного стиля, направлял внимание художников на разработки долгосрочных моделей, которые были бы способны долго оставаться в гардеробе владельца и тем самым противостоять мимолетной, изменчивой жизни моды. Требовались предложения классического характера, что, с одной стороны, не способствовало быстрым изменениям в моде, с другой — не разрушало цельности советского стиля.
Может быть, поэтому процесс становления был медленным, постепенным, и, переодеваясь, люди, не воспринимали промышленность, работающую на моду, как индустрию роскоши, а скорее как более или менее целесообразного производителя минимально необходимой продукции. Таким образом, даже к концу 80-х годов советский стиль еще не был полностью разрушен. Да и позднее он часто использовался как специфический цитатный образчик в коллекциях европейских дизайнеров наряду с обращениями к русскому национальному костюму.
В России с началом перестройки лояльное отношение к советскому стилю сменилось его вполне объяснимым отрицанием, и только сейчас появились первые попытки осмыслить значение этапов собственной истории.
Довольно сложно, находясь на таком малом временном расстоянии от изучаемого объекта, адекватно оценить столь уникальное явление, как становление и развитие советского стиля. Стоит лишь отметить очевидный факт — общество не может обходиться без моды, потому что она — неотъемлемая часть культуры. Советская догматичная идеология и не имеющая конкуренции экономика привели к нарушению законов функционирования моды как явления, внешне отражающего социальные процессы.
Но советский стиль формируется как бы из двух диаметрально направленных составляющих.
С одной стороны, он охватывал глубинные пласты культуры (или бескультурья, что в данном случае не менее значимая характеристика) и сформировался независимо от конкретной личности под влиянием идей, движущих обществом. Костюм советского стиля оказался внешним отражением системы.
С другой стороны, этот стиль воплотился в уникальных моделях, созданных талантливыми художниками, уловившими и передавшими признаки своего времени. Работая без связи с рынком, им удалось миновать моду как явление, на которое влиял бы социальный заказ. Такая советская мода была кулуарной, не доходила до общества. Но благодаря этой вынужденной элитарности художникам-модельерам удалось создавать коллекции, которые остаются в нашем сознании как произведения искусства и как своеобразные памятники культуры советского периода нашей истории.
Двойственность истории стилеобразования в России — впечатляющий урок и великий эксперимент для всего культурного мира, со своими открытиями и ошибками.
Ч |
итатель может не соглашаться с рассуждениями, которые приводят авторы этой книги, может ставить под сомнение сделанные выводы, но для нас важно было показать, что уже сейчас возможно дать непредвзятую оценку изменениям в истории костюма закончившегося столетия.
Определение стилей — непростая задача, для ее решения мы предложили новые способы. Пожалуй, впервые нам удалось объединить методы математики, логики, системы распознавания образов, историю костюма, статистические методы исследований, социологию и искусствоведение для создания способа распознавания стилей в истории костюма XX в. Результаты исследования были неожиданными даже для нас. Изначально мы предполагали, что модели функционирования стилей в моделировании костюма и других искусствах имеют характерные выраженные особенности, однако, как описано в книге, факты истории показали обратное. Запутанность и неопределенность в терминологии в современной теории проектирования костюма создавала сложности с обменом информацией между специалистами и для решения нашей задачи, поэтому мы систематизировали арсенал науки, и рады, что удалось прийти к единому, возможно не самому лаконичному, но наиболее емкому определению терминов «стиль» и «мода».
Мы обнаружили целую исследовательскую нишу в отношении работ об эклектике и китче в истории костюма. Китч, несомненно, недостаточно изученный феномен культуры, это явление оказалось сложнее, чем стиль, оно требует большего внимания, чем ему уделяется в настоящий момент в теории проектирования костюма. Систематизируя классификации и периодизации стилей и моды мы определили межсти — левые периоды и несоответствие в периодизациях и названиях модных тенденций в работах исследователей разных периодов. Такие же проблемы стояли перед искусствоведением в начале XX в., но теперь они характерны и для теории проектирования костюма. Нам удалось найти закономерности стилеобразования, предложить свой способ описания явления, которое невозможно оценить с помощью только однозначных критериев или вербальных характеристик.
Первоначально, стремясь избежать субъективности, стили XX в. нами обозначались только их численными оценками и наиболее часто встречающимися описаниями экспертов, позднее стал собираться и культурологический материал.
Например, элемет В12. как один из предполагаемых стилей XX в. характеризуется следующими значениями плавных оценок: базовая форма фронтального силуэта костюма: Р, — 0: Рр ~ 0.75: Р3 = 0: Р4 = 0.25;
принципы «формосложение» и «формовычитание»: км= 0.4П; k2i= 0.6; С ~ 0;
симметричность расположения конструктивных линий в костюме: А, = [0.3: 0]; S -[0.7; 1];
тепло-холодность цветовой гаммы в костюме: Т(. — 0.6; X — 0.4;
расположение конструктивных линий в костюме: V ~ [0.75; 0]; G, — 0; D, — [0.25; 1]; I, = 0.
Периоды распространения В12в ХХв.
первый период — с 1953 по 1961 гг. Средняя частота встречаемости в год — 0,169;
второй период — с 1966 по 1979 гг. Средняя частота встречаемости в год — 0,027;
третий период — с 1984 по 1998 гг. Средняя частота встречаемости в год — 0,036;
оценка вариативности элементов — 0,4;
оценки функциональной эффективности — 0,3;
оценка уровня контраста с нормированными стилями — 0,4.
Мы сознательно не привели в книге список найденных стилевых течений, оценки каждой встретившейся в XX в. модной тенденции, взамен предложив своим читателям инструмент, информационный код, который, надеемся, будет применяться для практических исследований.
Насколько функционален предложенный в книге подход одновременного рассмотрения одного вопроса с двух точек зрения (культурологического и математического) судить читателям, но мы получили численные доказательства и уверены, что найден хороший метод проверки собственных логических рассуждений. Применив способ распознавания стилей для оценки исторических стилей в европейском костюме мы убедились в его работоспособности. Использование математических моделей позволило количественно оценить, насколько распространены в модах XX в. реминисценции исторических стилей в костюме.
Мы считаем, что наиболее полезна эта книга будет для стилистов и маркетологов дизайнерских и торговых компаний, которые должны вовремя предугадывать модные веяния и большие стили, распознавать и отличать эклектику и китч в костюме.
Каждый из определенных нами стилей, конечно, требует более подробного описания и исследования, мы же в этой книге пристальное внимание смогли уделить только одному — стилю советской эпохи. Он стал для нас не только культурологическим феноменом, но наш интерес как авторов заключался еще и в сохранении отношения современников к недавно свершившимся событиям. Факты и люди забываются, а для исследователя очень важен взгляд очевидцев, их отношение к своему времени и его атрибутам — костюму и моде.
Т. Козлова, Е. Ильичева