Костюм духовенства от светской ни силуэтом, ни покроем не отличался.
Основные виды одежды духовенства:
1) подрясник — вид одежды тина кафтана;
2) верхняя ряса — вид одежды типа шубы.
В зимнее время служители церкви носили шубу.
Ткани. Для изготовления костюма духовенства использовали те же ткани, что и для царского костюма.
Головной убор. Служители церкви носили головные уборы двух видов:
1) клобук — головной убор типа капюшона. В зависимости от сапа клобук был белым или черным;
2) мягкая шляпа.
Украшения. Виды украшений и орнаментация те же, что и в костюме царя.
Золотое шитье, как и в костюме царя, в костюмах духовенства исполнялось: войлочными прядеными нитями; битью — тонкой полоской серебра или золота; капителью — золотой тонкой проволокой, которая была скручена в виде спирали.
Нить накладывалась на ткань и крепилась к ней мелкими стежками льняной или шелковой нитью в цвет или же по контрасту с золотом.
История костюма
о |
Костюм был накладным, закрытым, длинным, теплым, тяжелым. Костюм боярыни иногда весом доходил до 15— 20 кг. Такой костюм делал женщину малоподвижной, тем самым придавая плавность походке и гордость осанке.
Эстетический идеал. По эстетическим представлениям, женщина должна быть величественной, высокой, статной, с белым лицом и ярким румянцем, с темными соболиными бровями.
Нижняя одежда. Основой костюма по-прежнему оставалась рубаха.
• Первая — нижняя — прямая, длинная, до ступней, собранная по горловине, с длинными узкими рукавами.
• Вторая — верхняя — такая же по покрою и силуэту, но являющаяся привилегией знатных женщин.
Рубахи носили с поясом, а над поясом выполняли напуск. Их носили дома, но не при гостях и не на улице. Поверх рубахи надевали следующие виды одежды:
1. Шушун — сарафан длинный (почти до пола); не имевший сборок, за счет боковых клиньев расклешенный в подоле (сравнительно узкий); с вертикальной застежкой спереди сверху донизу; с поясом под грудью; с широкими плечиками и неглубоким прямоугольным вырезом на груди и спине (цв. ил. 4).
2. Летник — накладная нарядная одежда длиной до пят; сильно расширенная книзу за счет боковых клиньев; с длинными колоколообразными рукавами, срезанными под углом (так как рукава длинные, женщина держала руки согнутыми в локтях, чтобы рукава не волочились по земле); иногда к летнику пристегивался небольшой круглый меховой воротник.
3. Шубки — одна из излюбленных одежд знати, по своему виду напоминающая летник, — длинная накладная,
только рукава играли чисто декоративную роль (фальшивые рукава): их продевали в прорези, сделанные в полах шубки выше талии. Если же шубку надевали в рукава, то рукава собирались во множество поперечных сборок. К шубке почти всегда пристегивали круглый меховой воротник.
4. Душегрея — широкая распашная свободная одежда длиной до середины бедра, с застежкой спереди и трубчатыми складками сзади. Душегрея часто держалась на лямках (цв. ил. 4).
Верхняя одежда. Женщины носили внакидку длинные до пола с длинными до пяг рукавами шубы.
Цвета. Цвета костюма отличались яркостью и красочностью.
Верхняя рубаха знатных женщин шилась из ярких тканей, но чаще она была красной. Летник шили из узорных и однотонных тканей. Цвета женских одежд подобны мужским.
Ткани. Одежды шились из тяжелых тканей на подкладке.
Первая — нижняя — рубашка шилась из полотна.
Вторая — верхняя — шилась из шелковых тканей.
Летники шили обычно из камки на тафтяной подкладке.
Для изготовления женских шуб использовались те же меха и ткани, что в мужской одежде.
Женская обувь шилась из кожи, сафьяна, атласа.
Для женских одежд использовали льняные, хлопчатобумажные с золотым шитьем, шелковые, шерстяные ткани.
Головной убор. Головных уборов на Руси было много.
Замужние женщины продолжали носить чепец и убрус. В моду входит рогатая или копытная кичка. Кокошник являлся самым нарядным головным убором. Сделан из твердого материала, обтянутого золотой тканью, с матерчатым дном. Край кокошника (клипу) обшивали жемчужной сеткой, а над ушами крепили рясна — спадающие на плечи нитки жемчужных бус. В холодное зимнее время жен
щины носили меховые горлатные шапки или колпаки с околышем. Женщины не снимали головной убор даже при родственниках.
Девушки носили на голове косынки и небольшие повязки, которые не скрывали волосы.
Прическа. Замужние женщины носили две косы, уложенные вокруг головы и спрятанные под головным убором.
У девушек волосы, расчесанные па прямой пробор, по возможности прикрывали уши и па затылке низко заплетались в одну косу.
Косметика. Знатной женщине неприличным считалось появиться на людях без густого слоя белил и румян, густо начерненных бровей и ресниц. Таким образом, женщины использовали в больших количествах белила, румяна, тушь.
Все косметические средства на Руси выполнялись из натуральных продуктов. Только в XVII в. с Запада в Россию стали поставлять косметические средства.
Украшения. Первая — нижняя — рубашка украшалась вышивкой или оторочкой.
На шушун (позже) стали спереди нашиваться полосы из дорогой ткани с декоративными пуговицами и фальшивыми петлями.
Летник сверху богато украшали шитьем, а иногда и драгоценными камнями.
Душегрею обшивали по краю декоративной полосой или вышивали узорами.
Кокошник богато расшивался вышивкой, жемчугом. Девушки в косу вплетали жемчужные, серебряные, золотые нити, цветные шнурки, в конце косы использовали в качестве украшений треугольные (украшенные) накосники.
Руки женщин перехватывались в запястьях браслетами, поблескивали на пальцах перстни. В ушах сверкали серьги. Широко использовались в качестве украшений ожерелья, жемчужные бусы, булавки.
Богатые узоры женских и мужских одежд — одинаковы.
Появились новые ювелирные украшения — колты. Кол- ты — височные кольца, которыми украшали головные уборы и волосы, были разнообразными.
Дополнения. Женщины использовали муфты на меху.
В качестве дополнения появляется шелковый платок.
Обувь. Женщины носили онучи и лапги, сапоги. Позже появились туфли из плотной дорогой ткани на мягкой подошве.
Сапоги были яркими и богатыми за счет отделки.
В XVI в. появляется низкий каблук.