В 1924—1929 гг. не произошло никаких коренных изменений в композиции силуэта женской одежды, так как характер моды оставался все тем же. Изменились пропорции между длиной блузки и юбки. В 1924 г. блузка была узкая и длинная, почти до бедер, а узкая юбка доходила до щиколоток
или немного ниже (ил. 165). Затем 165. Одежда «пограничной» юбка становилась все короче, вре-
формы моды a la gargonne и менами лишь немного длиннее
моды предыдущей. Артистка блузки. В 1925 г. юбка была видна
М. Цвиклииская. 1924 г. из-под блузки не более чем на 15—
20 см, причем блузки подверглись определенному расширению, а юбки чаще всего оставались прямыми. Этим способом старались как можно больше сократить нижнюю часть одежды, находящуюся ниже бедер, что достигалось также с помощью поперечных полос, размещенных по низу бедер, а также путем наложения двух юбок друг на друга, верхняя из которых была шире и короче нижней. Этот же эффект оптического укорочения нижней части одежды достигался также в платьях, имевших короткую и свободную тунику, и в доходящих до коленей пальто («три четверти»), из-под которых была видна часть юбки. В последующие годы юбка становилась все короче, а в 1928 г. даже немного приоткрывала колени.
При ретроспективном анализе кажется, что длина юбок, туник или пальто «три четверти», с которыми зрительно освоились уже в 1924—1925 гг., спровоцировала отказ от нижней юбки ради целостности формы.
Первые тенденции к удлинению и расширению проявились в вечерней одежде в виде различного рода шлейфов, зубцов и даже тренов, которые постепенно перешли к летним платьям.
Линия талии, которая в 1924 г. находилась очень низко, на бедрах, с течением времени понемногу поднималась, однако удерживалась где-то в области бедер. В 1929 г. выявилась резкая тенденция к повышению линии талии, а так как линия притачивания юбки осталась на линии бедер, то платья перевязывались поясами вблизи талии.
166. Французская артистка Полер была одной из первых женщин, коротко остригших волосы |
Когда еще в 1902 г. артистки Вилли и Полер (ил. 166) показались на сцене с коротко остриженными волосами, то нашлось определенное число эмансипанток, которые набрались решимости последовать их примеру. Однако эта непривычная для того времени прическа не получила всеобщего признания. Но уже в начале первой мировой войны некоторые женщины, преимущественно работающие на производстве или служащие во вспомогательных войсках, начали стричь волосы ради удобства. По-настоящему эта мода привилась лишь после первой мировой войны, главным образом благодаря парижскому парикмахеру Антуану Церпликовскому, поляку по происхождению, который причесал сорокалетнюю водевильную артистку Лавальер, выступавшую в роли подростка. То, что первоначально вызвало бурю протестов и насмешек, теперь имело грандиозный успех. Уже в 1922 г. в зарубежных журналах появилось множество причесок этого типа, но массовое «пострижение» началось лишь в 1924—1925 гг., когда женщина 1а pargonne окончательно порвала с длинными волосами. Ее танцы и платья полностью исключали моду па прически прошлого, и несмотря’ па протесты консерваторов, охраняющих очарование кос, короткие
волосы привились повсеместно. Даже королева Бельгии Елизавета, бывшая самой прогрессивной и самой элегантной из монархинь, постриглась и стала носить короткие юбки [102].
Оказалось, что несмотря на первоначальное сопротивление главным борцом за короткие волосы стала Англия. Психоз стрижки кос охватил там не только молодых девушек, но и женщин почтенного возраста. Как писали журналы, статистика в 1926 г., составленная благодаря какому-то противнику коротких волос, доказывала, что до 1925 г. более 7 млн. женщин в Англии обрезали волосы. Это составляло около ‘Д всех женщин Великобритании [103].
Слава Антуана все росла; Лану писал, что «.. .Антуан был божеством и гениальным художником, чья яркая индивидуальность создала вокруг него специфическую атмосферу, а поклонение, окружавшее его, можно сравнить с поклонением Рудольфе Валентино…».
Короткие волосы зачесывали на косой или прямой пробор. Модна была ровная челка над бровями и маленькие прядки, прикрывающие уши (см. ил. 164). Если уши были открыты и украшены длинными завитками, то на щеки выпускали тонкие завитые пейсики. Прическа a la gar? onne открывала ухо сзади даже тогда, когда спереди оно было прикрыто прядью. Были модны темные волосы, гладкие и блестящие. Прически блондинок были более мягкими и слегка волнистыми.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Маленькая головка с коротко остриженными волосами требовала маленькой шляпки. Шляпка стала плотной, облегающей голову и являлась фоном уже не для лица, а лишь для губ, которые были доминирующим красным пятном, в то время как глаза (веки), оттененные черным или синим, прятались в тени глубоко надвинутой на лоб шляпки cloche (колокол). Пара низко свисающих и шевелящихся при движении локонов дополняли композицию головы.
Сначала шляпки имели вид ведра, горшка или высокого цилиндра, отделанных лентой, цветком или пером. Наряду с ними привилась также форма шляпки с круглой головкой, похожей на мужской котелок. Фасон шляпок cloches был выбран по мотивам военной каски [104]. Они были приняты повсеместно и носились до конца этого периода (ил. 167); изменениям подвергались лишь поля.
На морских пляжах появились шляпы с большими полями, широко развернутыми сбоку и загнутыми спереди и сзади. Это был род развернутого капора или пасторской шляпы, которые появились уже в начале 20-х годов, но привились повсеместно гораздо позже, одновременно с коротким кринолином.
Дома голову повязывали пестрыми платками из легкого шелка, тюля или набивного перкаля, носили фантазийные
167. Шляпы того времени были сделаны по мотивам военного шлема |
I
чепцы в виде капоров или бретонок из белого крепдешина, кружева, органди или батиста. Сначала очень модно было носить на шляпах длинные бархотки, ленты или газовые шарфы. Новинкой были длинные, прямые шарфы из той же шелковой ткани, что и шляпы.
КОРСЕТ
В это время уже не было необходимости подчеркивать талию, стискивая ее коосетом. Женская мода развивалась в поисках удобства и гигиены тела. Кроме того, общий лозунг «нагая под платьем» повлиял на то, что многие женщины 168 п й. ,а
не захотели вообще носить корсет, ?0ппе маскировал грудь а если и употребляли его, то только очень простой и довольно длинный (ил. 168). Если же говорить о лифчиках, то славились привезенные из Лмерики уплотняющие бюстгальтеры, которые способствовали достижению модного в то время силуэта «женщины-дощечки».
БЕЛЬЕ
Ночная рубашка а la gargonne 20-х годов, названная cliemisier, доходила до щиколоток, имела длинные рукава с манжетами, застегнутыми на пуговицы из перламутровой пластмассы, отложной вопотник, спереди застегивалась на пуговицы; верх был отстрочен мелкими защипами, создававшими силуэт буквы U, подобно
169. Ночная рубашка. Артистка М. Горчинская, 1925 г. |
170. Дневное белье a la gargonne— combinaison, шлафрок и ночной чепец
171. Ночная пижама «кубнстической» формы
верху мужских рубах. Как видно, даже общепринятое женское ночное белье старались уподобить мужскому, правда, некоторые модели вместо манишки имели перед с изящными мережками, с разрезом, оканчивающимся встречной складкой, но рукава и воротник оставались неизменными. Наряду с этим типом рубашек носили фантазийно отделанные, с квадратным вырезом (ил. 169).
172. Пижама с отделкой была в те годы любимой сценической одеждой. Артистка Махерская, 1925 г. |
К ночным рубашкам полага лись батистовые или шелковые чепчики, бывшие наследием моды первых лет XX в. (ил. 170); они исчезли полностью, уступив место сеточкам из волоса, а позднее из нейлона.
Пижама. В 20-х годах пижама привилась окончательно; появились различные ее типы: пижама прямого силуэта, подобная трубе, отделанная полосой другого цвета, что создавало впечатление цветных геометрических пятен (ил. 171); пижама из ткани в полоску — прототип
современной стандартной пижамы; и, наконец, пижама для сцены фантазийных форм (ил. 172).
В 1926 г. Л. Лелонг ввела новый тип этого костюма, состоящий из черных шелковых длинных брюк, плотно облегающих щиколотки, и атласной курточки, застегивающейся на два ряда пуговиц, с черным шелковым бантом под шеей.
Дневная сорочка имела очень простую линию и отделку, маскировала выпуклость груди в соответствии с геометрическими формами (см. ил. 170). Чаще всего модные женщины носили combinaison, имевший прямые линии, разрезы по бокам п часто слегка утянутый резинкой по бедрам. Внизу имелся клапан, застегивающийся на пуговицы, заменяющий панталоны. В ригели в виде узеньких, вдвое сложенных тесемок-руликов выполнялись из того же материала, что и combinaison. Combinaison составлял основу дневного белья a la gar^onne, и именно -гго породило название «нагая под платьем».
Носили также комплекты, называемые chemises-culottes, состоящие из более или менее длинной рубашки и панталон-«мо — гыльков».
Кроме того, в 1926 г. появился трикотаж из фильдекоса и искусственного шелка.
Шлафроки получили прямую форму кимоно с воротником-шалью, доходившим до застежки (см. ил. 170). Иногда шлафроки шили из ткани в черно-белую полоску.
Шелковое белье a la gar^onne имело довольно яркие цвета. Особенно модным был медовый. Отделывали белье кружевом: черным, темно-кремовым или цвета какао, а также аппликацией из тюля или шелка другого цвета; например на розовом крепдешине делали аппликацию из сапфирового шелка. Часто применяли мережки, создающие геометрические рисунки, мелкие ручные вышивки в цвет ткани, сделанные шелком.
Популярными были платья, состоящие преимущественно из мелко плиссированных или уложенных глубокими складками юбок и изготовленной из узорчатой или гладкой ткани блузки-«казака». Блузка спортивного стиля, длина которой была равна длине руки, подпоясывалась ниже бедер. Рукава были прямыми и длинными, с узкими манжетами, которые застегивались, как манжеты мужской сорочки; блузка могла быть с воротником или без него. Шерстяные спортивные платья отделывались светлым воротником и длинной, завязанной у шеи галстучным узлом лентой, концы которой свисали до пояса. Летом были популярны белые спортивные платья, дополненные цветными жилетами или жакетами, а иногда носили легкие, развевающиеся, из тонких тканей платья с длинными рукавами (ил. 173). Для этих лет были характерны ансамбли, состоящие из платья и слегка расклешенной накидки с подкладкой из той же ткани, что и платье. Ансамбли шили из шерсти, крепдешина, а также из очень тонких узорчатых тканей, которые драпировались и украшались оборками. Накидка была гладкой, иногда из прозрачной ткани и имела отделку-бейку, по цвету соответствующую рисунку ткани платья. В этот же период появилось садовое, так называемое «крестьянское» платье, которое имело корсаж, часто со шнуровкой спереди, и сборчатую юбку.
Платья в «крестьянском» стиле делались из яркого кретона (ситца) с цветочным орнаментом, разбросанным по зеленому фону. В период моды a la gar^onne только этот тип платья имел линию талии на естественном месте.
Рукав «.. .до недавних пор был золушкой в моде, едва допускаемой в практичные шерстяные платья, а все элегантные платья в элегантных журналах были заключены в надпись manches inexistantes [33]. Свежий ветер из Парижа принес…
173. Летнее платье с отделкой геометрического характера, 1927 г. 174. В одежде a la gargonne часто делали фантазийные рукава |
в 1926 г. модели нарядных рукавов; расклешенных, вытянутых зубцами, как подолы платьев, рукавов с оборками из креп-жоржета, развевающихся как крылья мотылька, кружевных man — ches parodes, рукавов чрезмерно широких, как у рясы францисканских монахов, а также собранных в буфы, начинающихся выше локтя и сужающихся к ладони…» [105] (ил. 174).
В нарядном tea gowne делали рукава в виде крыльев или пелерины, которые можно отбросить движением рук.
В период моды a la gargonne костюм еще не получил таких выразительных черт, делающих его похожим на мужской костюм, но высокие, застегивающиеся на шее воротники блузок, а также маленькие галстуки были явно позаимствованы у мужчин. Одновременно носили несколько типов костюмов: длинный и прямой костюм tailleur (тайер, ил. 175) из английской шерсти или фланели песочного и серо-зеленого цвета либо из тканей в неярко выраженную полоску, клетку
161 |
6 Зпки I Hi IG39
В 20-е годы XX в. крой максимально упростился. Портняжное искусство обеднело, изменился и способ подачи кроя одежды.
Пальто с карманами из шерсти в клетку. Вместо карманов можно сделать воротник. Пояс и отвороты манжет из кожи. Крой дан полностью с указанием раскладки лекал на ткани без выпадов. Крой характеризуется свободой трактовки женского силуэта, далекого от подчеркивания анатомического строения. Штриховая линия обозначает место перегиба ткани:
/ — кокетка; 2 — перед и спинка без кокетки; 3, 4 — карманы; 5, 6 — отвороты
Платье a la gargonne, крой подчеркивает композицию, U-образный вырез напоминает манишку мужских рубашек. Крой дан в половинном размере. Штриховая линия обозначает место перегиба ткани:
1 — спинка; 2 — часть переда; 3 — U-образиая часть переда; 4 — юбка; 5 — воротник; 6 — карманы; 7 — завязки
Платье, которое можно сшить за несколько часов (оно может быть с рукавами). Типичный пример отказа от сложного кроя, необходимого для тщательного моделирования фигуры. Необходимо 1,25 м ткани шириной 1,40 м. Крой дан целиком. Ширина спинки 0,38 см; ширина подкройной части 8 см; пуговица размещена на расстоянии 0,68 м от низа платья
Летнее платье из вуали с рисунком. Крой дан в половинном размере. Штриховая линия обозначает место перегиба ткани. Масштаб приблизительный:
/ — перед; 2 — нижняя часть переда; 3 — спинка; 4 —галстук; 6 — воротник; € — карманы;, 7 — пояс
175. Костюм tailleur из модной в то время ткани с блеклой клеткой. Артисты Малицкая и Гавликовский 176. Летний костюм Артистка Гвен Ли |
или елочку; костюмы спортивные и прогулочные, преимущественно из белой фланели; летние костюмы из эпонжа или из переливающегося трикотажа (ил. 176); к ним надевали маленькую шляпку того же цвета, что и костюм. Модными были также костюмы, состоящие из жакета из гладкой ткани и юбки из ткани в клетку, полоску или из меланжевой. кани.
Костюмом называлась также очень модная комбинация, состоящая из плиссированной крепдешиновой юбки и шелкового джемпера.
В первые годы описываемого периода жакеты к костюмам были разной длины: самые короткие доходили до бедер, самые длинные — до коленей. Они имели характер пальто «три четверти» (полупальто). Позже укоротились. Чаще всего жакет застегивался на две или четыре пуговицы, находившиеся на уровне бедер. Костюм также отделывали рядами пуговиц, размещавшихся по линиям швов и имитирующих застежку. Воротник был отложной с лацканами. Гладко вшитый рукав отделывался пуговицами или манжетами. С течением времени появились более короткие, застегивающиеся по линии талии на одну пуговицу, слегка прилегающие жакеты типа смокингов. Они состояли из привычно темного жакета и более светлой юбки из ткани пье де пуль в мелкую клетку, чаще всего плиссированной (ил. 177).
177. Костюм с жакетом типа смокинг. Карикатура Т. Гроновского |
178. Жилет — популяр ный вид одежды
БЛУЗКИ
К спортивным костюмам носили блузки, которые выпускались наверх. Они изготовлялись из пике или сурового шелка, были гладкие и полосатые, с открытым воротником или с застежкой под шеей, с цветным галстуком, длинными рукавами, собранными у запястья на манжеты, застегивающиеся на. шпонки (см. ил. 176). Внизу был пришит широкий пояс. Нарядные блузки, часто отделанные мережкой, шили из жоржета, крепдешина, шелкового трикотажа или мягкой замши. Как уже упоминалось, в первые годы описываемого периода были популярны простые блузки-«казак», перевязанные поясом. Од — п I ко они отошли на второй план после появления коротких жакетов типа смокинга.
Популярными были также короткие или длинные жилеты (пл. 178), а также джемперы и пуловеры. Пуловер с рукавами или без них натягивался через голову; спереди у шеи имелся фсугольный вырез (ил. 179). Его носили и мужчины и женщины во время занятий спортом (летним и зимним). Пуловер изготовлялся из грубой шерсти, смешанной с шелком, иногда из чистого шелка Мужчины чаще всего носили пуловеры цвета кофе в споривши костюмах вместо жилетов, дополняя ими светлые брюки, женщины — с короткими юбками, заложенными глубокими • кладками Пуловеры были одеждой для тенниса, гребли, ту — рпамя, а также для пляжа. Женские пуловеры были гораздо
179. Пуловер чаще всего надевали для спортивных игр. Артистка Эвелии Хольт, 1926 г. 180. Типичный вязаный жакет 20-х годов |
более фантазийными, но неяркими. Кроме них, были популярны гольфы (свитеры, называемые сейчас «водолазками»), которые носили с давних пор в качестве спортивной одежды, длинные жакеты с большими воротниками, снизу доверху на пуговицах и отделанные цветным кантом (ил. 180).
В первые годы, когда модны были еще длинные платья, пальто также носили длинные, узкие, иногда с разрезами внизу — по бокам или сзади. Наиболее популярным было пальто «три четверти», которое открывало подол платья (1924 г.). Если пальто было из ткани в клетку, то иногда на подол платья нашивали полосы из такой же ткани, что создавало впечатление комплекта. В последующие годы, когда одежда стала короче, длина пальто сравнялась с длиной платья. Распространились плащи реглан и пыльники, которые надевали для езды в автомобиле и для железнодорожных путешествий (ил. 181). Кроме того, носили также непромокаемые плащи из импрегнйрованного габардина (ил, 182), а новинкой был
INI. Кожаный плащ носили для поездки в ав — тмобиле и в поезде
пмнрегнированныи непромокаемый плащ из крепдешина, который предна- шачался для пасмурной погоды по — |ц рх легких шелковых платьев и белых костюмов. Наиболее фантазийными были вечерние плащи, слегка расширенные книзу и отделанные белым песцом. В конце описываемых лет вернулась мода пелерин простого кроя, чаще всего присобранных у шеи. 11елерины носили в качестве плащей, а также в ансамбле с костюмом. Плащи иногда имели пелерины, заменяющие рукава (но чаще такие пелерины нашивались поверх рукавов, пл. 183).
IN2. Стандартные английские плащи Burberry 18.4. Пелерины снова вошли в моду, 1928 г. |
ЙГ-ГП’ |
184. Шуба с типичным большим воротником. Артистка Лиа де 11утти
МЕХ
Мех, с давних пор бывший даже для состоятельных женщин большой рос кошыо, стал в это время очень популярным. Повлиял на это избыток дешевого сырья — специальным образом обработанных шкурок кроликов и зайцев. Меховые пальто носили волосом наружу, а у шикарных шуб меховой делали изнаночную сторону, причем воротник, манжеты и опушка по низу были часто из другого меха, с более длинным ворсом (пл. 184). Шубы-люкс были двусторонние. Характерным для этих лет был мех кроликов, окрашенный в различные цвета, из узких полос которого 185. Модными стали меховые моза — мастсрски выкладывали МО — ики> выложенные из крашеных шку — звпки (ил. 185). В таких ме — Р°к кролика хах собирала аплодисменты
Ганка Ордонувна в «Quiproquo» в 1928 г. Наряду с цветным мехом кролика новинкой были крашеные лапки каракуля золотисто-палевого цвета, воротники к шубам делали из окрашенного меха лисицы. Напротив, к шубе из шелковистого жеребка каштанового цвета делали воротник из меха енота или скунса. Носили также мех тюленя, белки, каракуль, каракульчу, отделанную серебристым пухом шиншиллы, или мех крота, окрашенного в бронзовый цвет, с воротником из голубого песца.
Для отделки каракуля применяли беличий мех, мех горностаи, соболя, серебристого и голубого песца, куницы и рыжей лпенцы с черной полосой на хребте, называемой крестовкой. Вообще был моден мех коричневато-рыжих цветов.
Воротники имели полушалевый крой типа капюшона или.1 la Maria Stuart. Делали воротники всегда из меха более пушистого и более мягкого, чем сама шуба. Сначала застежка оыла под горло, а в последующие годы слегка приоткрыли I рудь.
ВЕЧЕРНИЕ ТУАЛЕТЫ
«Вечером — на приемах, танцах и балах — жен — |пнн.1 изменялась до неузнаваемости. В пришедшей как бы из | кз 1 кн, окутанной вытканными словно из мглы и лунных лучей
186. Вечернее платье «кринолинчик». Артистка Э. Хольт |
тканями, сверкающей целой гаммой цветов удивительных камней, стразов и жемчугов трудно было узнать виденную днем на улице или на берегу моря одетую в полумальчишеский костюм знакомую женщину» [106]. Вечером царствовали кринолины (ил. 186), фалды, рюши, сборки, драпировки из тканей светлых и легких, отделанных перьями, бриллиантами, платья с зубчатыми подолами или с несимметричными разрезами, иногда такими длинными, что при движении видны были ноги выше коленей.
С течением времени строгие линии перешли также и в вечерние туалеты, которые стали короче, уже и жестче (так называе
187. Вечернее платье Fourreau. Артистка Лиа де Путти 188. Вечернее платье из кружевного полотна. Подол неровный по длине — заповедь новой моды. Артистка М. Каминская, 1928 г. |
мыс платья-футляры, ил. 187). Их шили из лоснящейся парчи или черного шелка, часто вышивали блестками и стразами; платья сверкали как чешуя. Такие платья шили без рукавов или с длинными и узкими и даже облегающими рукавами, Иногда с расширяющимися манжетами. Спереди платья были пысоко, под шею, закрытыми, а со спины — с глубоким выре — к’м, часто даже ниже линии талин. Длина вечернего платья била различной. Если платье было сделано из тяжелой и жесткой ткани, к нему полагался на бедрах широкий пояс из замши г пластмассовой или замшевой пряжкой. Носили платье-футляр п I 1< ружева или парчи с металлическим блеском, снизу слегка расширенное и обрезанное зубцами (ил. 188). В дансингах можно было часто увидеть так называемое robe de style, прямое со слегка прилегающим лифом и короткими буфирован — пимн рукавами или без них, а также с сильно присобранной юбкой, на которую надевалась другая, более короткая юбка (пл. 189). Такие платья носили также летом для визитов, посещения ресторанов и даже прогулки у моря; тогда к нему пола — I плпсь шляпа с широкими полями.
Платье для дансинга шили из креп-жоржета цвета bois ill rose (розовое дерево) или gris perle (жемчужно-серый),
отделывали кружевом того же цвета. Из этого же материала делали накидки длиной «три четверти», отделанные лисьим мехом.
189. Воздушный «кринолинчик» последнего периода моды a la gar^onne |
Платья для визитов изготовляли из шелка или атласа, иногда комбинировали с рукавами из креп-жоржета или кружева другого цвета. В бальных туалетах подобие рукавов создавалось из драпированного тюля, спадающего на плечи.
Для отделки платьев применяли вышивку бисером и стеклярусом, а также роспись батиком и пастой. Роспись пастой имитировала золотую цепочку, полученную машинной вышивкой (тамбур). Из тюбика выдавливали специальную пасту и накладывали ее на материал, затем посыпали металлическим порошком, что в сочетании с расписным орнаментом, аппликацией или гладьевой вышивкой давало оригинальный эффект.
В 1926 г. в Париже начался «психоз вышивок» — эхо выставки 1925 г. Каждое летнее платье или блузка отделыва
лись русской, болгарской, румынской или другой вышивкой.
В конце 20-х годов вернулась мода кринолина, который, однако, не имел ничего общего с кринолином прошлых лет. В то время писали: «Кринолины сезона 1928—1929 гг. трудно назвать стильными, наоборот, они кажутся плодом футуристическо — кубистических влияний. Из жестких, как тонкая жесть, тканей создали какое-то удивительное, фантастическое, полное неожиданных острых углов, непредвиденной асимметрии платье; временами сзади ниже пояса или сбоку вырастала отделка в виде петушиного гребня, придающего женскому силуэту линию, совершенно не похожую на все известное до сего времени. Это подобно стилизации почтенного пуфа, который некогда венчал турнюры наших прабабок. Нужно признать, что эта стилизация мало напоминает оригинал, противоестественна и раздражающа в той же степени, в какой пуф был свойским и домашним» [107]. Черная тафта, жесткий муар, вощеный атлас — вот ткани, из которых выполняли такие удивительные вещи. Наряду с ними
вошли платья удивительно спокойные, являющиеся воплощением благородной женственности. Они были связующим звеном между прошлой и новой модой, которая должна была на — i тупить.
ДОПОЛНЕНИЯ
К модным дополнениям мощно отнести белые воротники из опала или кружева валансьен, длинные цветною галстуки, узкие пояса из цветной кожи и светлые жабо. Давнишние боа возвратились в образе красивых лис, накинутых па плечи или только на одно плечо и ниспадающих почти до подола платья. К вечернему туалету носили веера из кружев или перьев и вышитые блестками, будто бы расписанные сумочки. Спортивные сумки были больших размеров, прямоугольные или i< надратные, часто выполненные из кожи. Летом носили сумки, сплетенные из цветной соломки или полотна. С появлением тон — 1′ их импрегнированных плащей из крепдешина зонтиком от дождя перестали пользоваться. К тому же модной была загорелая кожа, поэтому зонтики носили редко и летом. От лучей солнца голову предохраняла шляпа, отделанная бархотками, лептами или газовыми шарфами, которые свисали иногда до земли. Очень популярным дополнением к одежде были шарфы п разнообразные ш ал и (ил. 190) из шелкового муслина, затканного золотом, черные венецианские платки, обшитые бахромой, итальянские платки из шелка ярких цветов, японские кремовые шали, отделанные вышивкой того же цвета, испанские пыли, расшитые букетами из крупных и ярких цветов, платки батнковые или имитирующие вышивку бриллиантами в цвет платья или контрастирующую с ним.
Шарфы и шали отделывались очень длинной, часто полуметровой бахромой.
Чулки. Популярными были блестящие чулки из искусственного и натурального шелка песочного цвета, цвета розового дерева, реже — пепельного в соответствии с требованием одно — циетлости туалета. Черные и темные чулки исчезли оконча- |сльпо. Но в конце описываемого периода появилась тенденция к углублению цвета, тенденция, которая предвещала уже моду.40 х годов, когда стали носить главным образом чулки дымчатого и «кротового» цвета. Шикарные шелковые чулки иногда inделывались по бокам стрелками. Первые польские чулки из па Iтрального шелка, сделанные в Миланувках, стоили в то iipt мя около 20 злотых. Они были блестящие, мягкие и прочные, правда не дешевле и не тоньше французских, за которые пла — ih. iiи до 50 злотых. Появились также тонкие чулки из искусственного шелка лодзинского производства по 5 злотых [108], и пом) они были очень непрочны и быстро изнашивались.
190. Важнейшим аксессуаром были декоративные шарфы, 1926 г. |
Одним из капризов мировой моды стали чулки из мастерски сотканной сетки серебряного или золотого цвета, гармонирующие с фактурой парчи бальных туфель. Сквозь сетку пикантно проглядывали загорелые ноги. Такие чулки надевали для визитов и к вечерним туалетам.
Зимние теплые чулки выполнялись из хлопка или шерсти в сочетании цветов беж с белым или серого с белым.
Обувь. Спортивной обувью были полуботинки на низком каблуке, застегивающиеся на ремешок или пряжку. Туфли на высоком каблуке с перепонкой делали с удлиненным носком. Носили также лакированные туфли, многоцветные, из гладкой или крокодиловой кожи (ил. 191). Летней обувью стали плетеные туфли, прюнелевые «лодочки», сандалии без каблуков на толстой подошве или разноцветные гладкие кожаные туфельки Новинкой были так называемые «плетенки», сделанные из тонких полосок цветной кожи, сплетенных в узор. Зимой на туфли надевали резиновые ботики. Вечером носили атласные туфельки с пряжками из стразов, замшевые, расписанные батиком вручную кожаные, из парчи, ламэ, вышитые, инкрустированные лаком или переливающиеся двумя цветами (так называемые туфли «майский жук», 1925 г.).
191. Многоцветные узорчатые туфли и перчатки с декоративными манжетами, 1926 г. |
Криком моды были расписанные или инкрустированные каблуки другого цвета, нежели сама туфля. Применялись также завязки из лент.
Перчатки. Перчатки были преимущественно с манжетами, богато украшенными разноцветной вышивкой, инкрустацией, росписью, плиссировкой, кружевом или лебяжьим пухом (см. ил. 191). Мода эта родилась в Гренобле (Франция), столице кожаных изделий, и получила признание в Париже на Всемирной выставке в 1925 г. [109].
Бижутерия. Модны были длинные нити жемчуга, широкие, похожие на древние, браслеты и крупные серьги-клипсы,
192. Браслет «кубистической» формы, 1928 г. |
193. Для бижутерии 20-х годов были терны геометрические формы, 1926 г. |
СПОРТИВНАЯ
ОДЕЖДА
В спорте наступили большие перемены. Женщины начали заниматься греблей, плаванием, парусным спортом, игрой в гольф, скачками, стрельбой, туризмом (ил. 194, 195). Наибольшей симпатией пользовался автомобильный
спорт, занятие которым определило появление в женском гардеробе куртки и кожаного плаща, замшевой шапки с кожаным верхом и удобных туфель (ил. 196). Женщины принимали уже участие в автомобильных пробегах [110]. •
194. Амазонки надевали поверх брюк юбки с разрезом сбоку, что облегчало посадку на лошадь. Около 1926 г.
которые уже не требовали прокола ушей. В формах бижутерии нашли отражение различные направления мирового искусства (ил. 192, 193). В 20-х годах начали носить часы на руке. В Париже в 1925 г. предлагали надевать их под колено; однако эта причуда не имела успеха. В эти годы золото уступило место платине, из которой делали художественные украшения. Модными были венецианские кружевные украшения из серебра, а из драгоценных камней — изумруды, сапфиры, рубины и жемчуг харак — стального, абрикосового, розового, голубого и золотистого цветов.
195. Одежда для зимнего спорта. Артистка Р. Ренне |
196. Одежда для путешествий в автомобиле |
Стоит отметить, что в этот период каждый вид спорта имел свой привилегированный цвет: теннис — белый, гребля — синий с белым, гольф — комбинацию разных цветов, скачки — красный, туризм — бронзово-зеленый. Для езды в автомобиле надевали костюм серо-бежевого цвета.
197. Купальный плащ, 1927 г. Справа — артистка К. Роммер |
Интересным явлением в моде тех лет была тенденция к вве — чспню в спортивную одежду богатых отделок. Например, плащи обличались обилием вышивок, аппликаций, пуговиц и клапанов (ил. 197). Отделки было так много, что в статьях, касающихся женского спорта, началась острая дискуссия о рациональной форме купального костюма, который украшался соответственно требованиям моды и изготовлялся из тонких блестящих материалов типа трикотажа и тафты — ткани, по споим свойствам не пригодной для изготовления настоящих спортивных купальников.
Неизменным головным убором на пляже была феска из шелкового трикотажа, обрамлявшая лоб широкая лента в цвет отделки костюма или платок, повязанный низко на лоб, над самыми бровями. Для купания надевали цветные резиновые шапочки в форме беретов, ермолок, чепцов и касок, застегивающихся под подбородком. На ногах носили мелкие туфли, завязывающиеся вокруг щиколотки. Появились разноцветные резиновые туфли, употребляющиеся до сегодняшнего дня.
В 20-е годы повседневную одежду стали шить и) дешевых тканей. Однако это еще не носило такого массового характера, как в 1929 г., и не коснулось одежды для второй половины дня — для визитов и вечерней, которую продолжали шить из дорогих тканей.
Франция в 1926 г. переживала экономический кризис, и такие роскошные материалы, как kascha, buratyl, изготовляемые п I шерсти тибетских коз, а также цветные натуральные каше — мнры, лионские шелка и парчу носили исключительно ино — ci ранцы. «Модели от Редферна и Пакэна показывали в парижских театрах и ресторанах преимущественно англичанки и американки. Француженки же, которые ранее одевались вызывающе и роскошно, стали скромными и серыми» — читаем в журналах того времени [111]. В Польше отечественная продукция была уже на высоком уровне, а английские шерсти, французские шелка и хлопок на польском рынке отходили на нтрон план. Лучше всего было поставлено производство хлопчатобумажных тканей. Лодзь и Томашев славились своими текстильными изделиями. В годы, о которых идет речь, продукция •тих мест экспортировалась во многие страны.
Приблизительно в 1926 г. в Миланувках под Варшавой родилась польская шелковая промышленность [112]. Ее начало было очень скромным. В небольшой избушке стояло два станка: один для разматывания коконов, другой для скручивания нитки.
I ’.чботйлн на них только две работницы. Пионерами польской шелкоиоп промышленности были Витачек и его сестра. Они in чоиалп в этом центре опытное шелководство и тутовый питом-
198. Рисунок на ткани — отголосок поисков в живописи того времени. Проект С. Делани, 1927 г. |
ник и пропагандировали шелководстви на территории всего края. Продукция Миланувки быстро начала конкурировать с заграничными шелками.
Популярными тканями в этот период были полотно, frotte, кретоны, эпонж, узорчатые вуали, суровые шелка и их имитации, гладкие или в полосочку, тюли и шелковый трикотаж, так называемый трикотин, а также шерстяной трикотаж.
Цвет. Модным было одноцветное решение всего костюма. Отдельные его части едва различались по тону. В Париже начали входить в моду свето-теневые ткани, называемые en tons degrades. Самыми популярными цветами были белый и черный. Белый считался тогда sans age, т. е. подходящим для женщин любого возраста и для одежды любого назначения: для костюма спортивного, прогулочного, плащей, юбок, летних спортивных платьев, а также для бальных платьев. Черный, наоборот, трактовался как цвет официальный, визитный. Черное платье стало с тех пор необходимым для каждой женщины после обеда для визитов, приемов, где рядом с мужчинами в черных смокингах сидели женщины в черных платьях. Из-за такого отношения к цвету светские собрания много потеряли как колористические зрелища.
В Польше в 1926 г. появилось модное сочетание голубого с розовым — «dernier cri» («последний крик»). Впервые его имела на сцене Мечислава Цвиклинская. Такие цветосочетания навивались в то время «Girofle-Girofla» [34].
Очень модными были платья цвета перванш, цикламен, лилового, foxtrott, а также цвета загара и песочный всех оттенков, вплоть до цвета «горячего золота».
Орнамент. На шелковых тканях появились рисунки по народным мотивам, стилизованные цветы, листья и ветки. Часто стилизация вышивок и узоров ткани была основана на египетских мотивах. Новинкой было появление геометрических узоров, составленных из квадратов, черточек или кружочков контрастных цветов или выдержанных в одной тональности. В этих тканях ясно было видно влияние мировой живописи (ил. 198). Этот тип орнамента лучше всего удавался в аппликации из позолоченной или посеребренной кожи, применяемой даже на платьях из газа, бархата или сукна, на светлых шелках и жоржетах. В парижских магазинах продавались выразительные по цвету ткани, называемые picassine. «Кубизм дал возможность творцам моды отважиться на такую фантазию в рисунках, какой они бы не позволили себе, если бы человеческие глаза не освоились уже со всеми чудачествами новых школ живописи и декори — ровки…» — писал Бизе в 1925 г. [113].
ПЛАСТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИЛУЭТА (ил. 199)
Очерчивая силуэты женской фигуры описываемого периода, можно сравнивать их с прямоугольником и овалом, выдержанными в тональном решении, в верхней части которых обозначена вытянутая U-образная линия, а в нижней части — ряд поперечных линий. Нижняя часть иногда напоминала трапецию основанием вверх или вниз.
U-образная линия прижилась и в мужском костюме, а точнее в манишке мужской сорочки и вырезе фрака. U-образная линия была довольно глубокой, иногда доходила до бедер. II одежде с таким несложным композиционным решением на протяжении нескольких лет существовало обязательное одно — цнетие, что как и многие другие проявления моды нашло отзвук и песенке из кабаре о Лю, всей лиловой, имевшей маленькое лиловое платьице, лиловое dessous и два лиловых башмачка.
Для оживления столь простой конструкции использовали фантазийные детали — плиссировки, складки и т. п. Простота силуэта контрастировала с богатством золотой и серебряной Шфчп, атласов, блесток, стразов, а также крупномасштабным орнаментом и модными декоративными шалями и платками.
и W27& |
L 19Z5&. |
№Чг. |
199. Пластическая композиция силуэта. Три варианта